FORUM-EVOLUTION.ru

Текущее время: 28 мар 2024 20:19

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 102 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 27 мар 2021 22:51 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
книги Эрика Канделя:
- новая книга "Расстроенная психика. Что рассказывает о нас необычный мозг" (https://bit.ly/2N9X06L);
- переизданная книга "В поисках памяти. Возникновение новой науки о человеческой психике" (https://bit.ly/3lat2w1).

Эрик Кандель — профессор Колумбийского университета, директор Института мозга им. Фреда Кавли и один из основателей Центра нейробиологических и поведенческих исследований Колледжа терапевтов и хирургов при том же университете. Научный сотрудник Медицинского института им. Говарда Хьюза. Написанная Канделем в соавторстве книга "Принципы нейробиологии" стала образцовым учебником по этому предмету. В 2000 году был награжден Нобелевской премией по физиологии или медицине.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 22 авг 2021 22:59 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
"Заводи кого угодно, только не крокодила!"

- Если человек живет под одной крышей с несколькими животными - пресмыкающимися, птицами, грызунами - различного размера и, более того, с дикой кошкой, то с ним и вокруг часто случаются интересные происшествия. Развлекательные, порой печальные истории, рассказанные о животных Михаем Орсагом, содержат полезные сведения.
Книга доставит огромное удовольствие и взрослым и детям.
- Автор: М. Орсаг
Художник: Д. Фюлеп
Переводчик: Т. Воронкина
Издательство: "Гидрометеоиздат" г. Ленинград
Год: 1984
144 страницы
Мягкая обложка
Тираж: 600 000

https://vk.com/id18738202?w=wall-136818386_14193


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 22 авг 2021 23:06 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
"КОАПП! КОАПП! КОАПП!" Выпуск 2
Серия: "КОАПП! КОАПП! КОАПП!"

- В книгах этой серии собраны сценарии популярных радиопередач "КОАПП! КОАПП! Репортаж о событиях невероятных", из которых вы узнаете об удивительных фактах из жизни животных, о новейших достижениях бионики, экспериментальной биологии, этологии - науки о поведении животных…
Второй выпуск включает следующие очерки:
"Опасная должность"
"Личности темные и личности светлые"
"Кошмарное преступление в курятнике"
"Плоды просвещения"
"Смеяться можно?"
- Автор: М. Константиновский
Художники: В. Зуйков, Э. Назаров
Издательство: "Искусство" г. Москва
Год: 1971
104 страницы
Твёрдая обложка
Тираж: 100 000

https://vk.com/id18738202?w=wall-136818386_14175


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 22 авг 2021 23:10 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
"Биогеография" Эволюционные аспекты

- Книга посвящена выявлению закономерностей формирования биоразнообразия, связанных с историческими особенностями развития биоты. "Биогеография" - серьёзное обобщение концепций и методов, ориентированных на выявление основных закономерностей освоения организмами пространства, реализации жизни во времени и пространстве. Рассмотрение фундаментальных положений науки удачно сочетается с критическим анализом принципов и методов биогеографических исследований, направленных на изучение распространения организмов для воссоздания истории Земли, с одной стороны, и интерпретацию их современного распространения на основе представлений о развитии планеты и эволюции органического мира.
Книга предназначена для студентов, магистрантов, аспирантов и специалистов в области биогеографии, геоботаники, зоогеографии, экологии и других естественных наук.
- Авторы: М. Дзунино, А. Дзуллини
Переводчик: Л. Павлова
Издательство: "Издательство Московского университета" г. Москва
Год: 2010
317 страниц

https://vk.com/id18738202?w=wall-136818386_14168


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 22 авг 2021 23:25 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
"Искусства и ремесла у животных" (Второе издание)

- Молодой французский учёный Г. Купэн возымел счастливую мысль собрать разбросанные в научной литературе данные о различных проявлениях того, что может быть названо индустрией животных, - об их постройках, гнездах, тканях, коконах, минных галереях и т. д.
В книге рассматриваются главнейшие "отрасли промышленности" животных: каменщики, ткачи, могильщики, лентяи и т.д. Материал во втором издании расположен по принципу "от общего к частному" и "от сложного к простому".
- Автор: Г. Купэн
Переводчик: К. Жихарева
Издательство: "Издание А.Ф. Девриена" г. Санкт-Петербург
Год: 1910
265 страниц
Твёрдая обложка

https://vk.com/id18738202?w=wall-136818386_13983


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 29 сен 2021 11:10 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Алексей Семьянов: как «общаются» астроциты

Лекция члена-корреспондента РАН Алексея Семьянова, заместителя директора ИБХ РАН «Кальциевая динамика в одиночных астроцитах и астроцитарных сетях головного мозга» была прочитана на IX Школе по эволюционной физиологии в Санкт-Петербурге в Институте эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова 22 октября 2020 года.

phpBB [media]


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 27 окт 2021 20:34 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Анатомия головного мозга - Быков М.П.
Емкая, но содержательная книга! Формат PDF
Скачать: https://yadi.sk/i/K6-tTWh0-lFzBg
#библиотека_школы_Manumed #физическая_реабилитация

https://vk.com/id18738202?w=wall-129620195_1912


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 01 май 2022 14:49 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
"Движения у растений"
Серия: "Переводная научно-популярная литература"

- В книге идёт речь о движениях, присущих растительным организмам, и о факторах внешней среды, влияющих на проявление этих движений, таких, как свет, земное притяжение, химические вещества и др.
Автор рассказывает о методах изучения движения у растений и о результатах современных исследований.
Книга будет полезна всем, кто интересуется естественнонаучными проблемами.
- Автор: Р. Вайнар
Художник: Н. Беляева
Переводчик: А. Сладков
Издательство: "Знание" г. Москва
Год: 1987
176 страниц
Мягкая обложка
Тираж: 80 000

https://vk.com/id18738202?w=wall-136818386_16768


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 01 май 2022 14:51 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Научно-документальный сериал «Мозг. Вторая Вселенная» рассказывает о малоизученных явлениях работы мозга, над пониманием которых бьются современные ученые. В первой серии мы расскажем о синестезии - редком явлении, благодаря которому человек может воспринимать дополнительные сенсорные ощущения. Например, уникальный для каждой буквы или слова цвет, не связанный с цветом шрифта. Люди с синестезией совершенно здоровы, но их восприятие окружающего мира сильно отличается от восприятия большинства.
Сообщество: Курилка Гутенберга

Серия 1: Синестезия
Серия 2: Гипноз
Серия 3: Мозг и социальное поведение
Серия 4: Нейромаркетинг
Серия 5: Свобода воли
Серия 6: Нейроинтерфейсы

https://vk.com/id18738202?w=wall-112289703_69428


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 24 июн 2022 21:00 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Абстрактное знание резко расходится с эмпирическим. Галилеевский закон инерции говорит нам о том, что всякое тело должно двигаться с постоянной скоростью без воздействия сил, а повседневный опыт учит нас тому, что тело движется только тогда, когда мы прикладываем к нему какие-то силы. Принцип трудовой стоимости Смита-Маркса говорит о том, что все товары должны продаваться по их стоимости, а эмпирическое знание фиксирует прямо противоположное - что товары продаются не по их стоимости, а в зависимости от цены производства. Это расхождение между двумя знаниями об одном и том же объекте представляет собой проблему, факт, который должен быть логически объяснен.
__________
Г.П. Щедровицкий "О методе исследования мышления"

Книги о мышлении.

https://vk.com/id18738202?w=wall-29540998_5374


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 24 июн 2022 21:27 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Наше сообщество существует уже больше 6 лет, перевалило через отметку "160 тыс. подписчиков"... но в комментариях часто звучат всё те же вопросы, те же стереотипы и те же мифы, что и в 2015 году, когда Лаборатория Научных Видео начала публиковать ролики из серии "Мифы об эволюции человека". Давайте вспомним некоторые из них.

Миф о митохондриальной Еве:

phpBB [media]


"Неудобные артефакты" и "Запрещенная археология":

phpBB [media]


Почему обезьяны не превращаются в человека:

phpBB [media]


Миф палеоконтакте:

phpBB [media]


Древние великаны:

phpBB [media]


Расы - разные виды:

phpBB [media]


Африканская прародина:

phpBB [media]


Недостающее Звено:

phpBB [media]


Миф о водной обезьяне:

phpBB [media]


Раньше было лучше:

phpBB [media]


https://vk.com/id18738202?w=wall-110924669_440693


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 22 июл 2022 12:49 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
ВООБРАЖЕНИЕ

– способность представления (образования, удержания и произвольного воспроизведения) образа предмета в отсутствие самого предмета, существующего либо реально, либо только в представлении.

Понятие воображения (φαντασία) как особой ментальной способности представления впервые в греческой философии вводится Платоном. Воображение описывается в «Филебе» (38 а – 40 е; без употребления самого термина) как связанная с памятью способность создания душой «живописных» образов или изображений содержания как отделенного от ощущений мнения, так и того, что выражается в речи (самый термин впервые используется в «Государстве» 382 е; ср. «Теэтет» 152 с, 161 е). Подобная способность души оказывается способностью творческой, благодаря которой душа в состоянии изображать или «рисовать» образы вещей, не только копируя, но и произвольно внося разнообразные изменения. Поскольку для Платона образы, т.е. вещи и их изображения, суть лишь слабые преходящие отпечатки сущего, прообразов-эйдосов, или идей, то и способность воображения, как создающая образы, неизбежно должна вносить некоторое искажение в представляемое ею, т.е. быть причастна не-сущему и иррациональному. Воображение, кроме того, является посредником между чувственным восприятием и мнением как завершающим дискурсивное мышление (в «Софисте» 263 d – 264 b Платон описывает воображение как смешение чувственного ощущения и мнения), одновременно и разделяя и соединяя, подобно мосту, чувственное и умопостигаемое. С первым воображение роднит способность создавать наглядные образы, со вторым – то, что эти образы всегда уже как-то истолкованы, относятся не только к прошедшему и настоящему, но и проецируются в будущее. У Платона намечается, т.о., иерархия познавательных способностей, подробно разработанная позднейшими платониками (напр., Боэцием в «Утешении философией»): чувственное восприятие (αἴσϑησις, sensus), воображение (φαντασία, imaginatio), дискурсивно-логическое мышление (διάνοια, ratio), «собирающее» истинный смысл посредством ряда утверждений и доказательств, всегда потому предполагающее рассуждение и речь-логос, и, наконец, разум (νοῦς, inteffigentia) как способность мгновенного усматривания и понимания истины в ее полноте.

Развернутую и разработанную теорию воображения впервые дает Аристотель в сочинении «О душе» (III 3, 427 b 14 сл.). Известен целый ряд различных толкований аристотелевского понятия воображения. Основные черты воображения, которые можно выделить, суть следующие: воображение есть устойчивое состояние или свойство (ἔξις) ума порождать образы (φαντάσματα), отличные как от образов чувственного восприятия, так и от предметов чистого мышления. Устойчивое это состояние есть некоторая деятельность, заключающаяся в движении, следующем за деятельностью чувственного восприятия (О душе III 3, 429а 1–2; ср. Met. V 20, 1022b 4–5). В отличие от доставляемых чувственным восприятием ощущений, которые всегда истинны, представления по большей части ложны. Воображение при этом является промежуточным между чувственным восприятием и рациональным дискурсивным мышлением, ибо, с одной стороны, не может действовать вне и помимо тела (поэтому воображение есть у большинства животных). С другой стороны, предположение и сочетание суждений (ὑπόληψις) и даже само дискурсивное мышление не обходятся без воображения, которое доставляет необходимый материал мышлению, причем воображение уже неявно предполагает не просто представление свойств предмета ἴδια), но и некоторое о нем суждение.

Античные теории воображения не делают явного различия между тем, что позже Кант называл продуктивным и репродуктивным воображением, т.е. воображением, способным произвольно создавать свои образы, и воображением, лишь более или менее точно копирующим и воспроизводящим образы, исходящие от иных познавательных способностей, чувственного восприятия или мышления. Понятие продуктивного воображения впервые появляется у Филострата как способность создания образов подлинной реальности в противоположность несовершенному подражанию в телесных вещах. Аристотелевское описание воображения позволяет, впрочем, понимать его и как репродуктивное, и как продуктивное, коль скоро воображение – единственная способность, которая может представлять образы в соответствии с нашим желанием и произволом. Наконец, воображение связано с движением, возникающим, из деятельности чувственного восприятия. Т.о., можно указать на следующие черты воображения, сходным образом представленные у Платона и Аристотеля: воображение занимает промежуточное положение между чувственным восприятием и мышлением; обладает уникальным свойством действовать произвольно, повинуясь одному только (возможно, немотивированному) желанию; есть способность наглядного представления как телесных, так и идеальных объектов; к воображению всегда примешано иррациональное и искажающее и потому ложное; наконец, воображение может наглядно представлять движение.

Во многом под влиянием стоиков φαντασία начинает пониматься как творческое продуктивное воображение. Согласно Сексту Эмпирику, люди отличаются от животных не тем, что обладают воображением – ибо им наделены также и животные, – но тем, что специфически человеческое воображение позволяет совершать разнообразные переходы, изменения и сочетания в самом же воображении. В эллинистической и позднеантичной философии воображение понимается гл. о. в платоновско-стоическом смысле, в частности, Лонгином, Квинтилианом, Филоном, Максимом Тирским, Халкидием, св. Василием Великим и другими мыслителями.

Существенное уточнение и дальнейшую разработку концепция воображения получает у позднейших неоплатоников, в частности у Плотина, Порфирия, Сириана и Прокла. Вслед за Платоном и Аристотелем Плотин понимает воображение как промежуточную способность души образовывать психические образы (непосредственно связанную со способностью удержания этих образов, памятью), выступающие посредниками между чувственными данными и идеальными объектами. Воображение, однако, отлично как от чувственного восприятия, так и от мышления, поскольку, с одной стороны, собирает данные чувственного восприятия воедино, а с другой – отражает акты мышления ума (νόημα), представленные в дискурсивном мышлении. Воображение удерживает, т.о., свою двойственность, поскольку, с одной стороны, сродно телесному и причастно небытию, в нем присутствует нечто темное и иррациональное, ибо воображение представляет образы телесного наглядно как делимые в самом же воображении, т.е. как имеющие части, а кроме того, воображение способно произвольно создавать свои образы невиденного (кентавра или химеры), менять и искажать их, относя ко всецело вымышленному. С другой же стороны, образы воображения, в отличие от физических, точны и способны являть не только телесные предметы, но и невидимое, вечные и неизменные идеальные объекты и их свойства (ср. Энн. I. 8.14–15; III. 6.15; IV. 6.3: Прокл. Комм. к Евклиду 51–56, 78–79, Комм. к «Тим.» III 235, III 286–287; Порфирий. Сент. 8, 16, 37, 43, 47–48, 54–55; Сириан. Комм. к «Мет.» 98 cл.).

Между тем Плотин придает воображению и некоторые черты, лишь только намеченные у Платона и Аристотеля, которые оказываются важнейшими при дальнейшей разработке понятия воображения у неоплатоников. Во-первых, Плотин различает две способности воображения – высшую, синтезирующую и воспроизводящую данные чувственного восприятия, относимую к высшей, не связанной с телом, душе, а также низшую способность воображения, неопределенную и нерасчлененную, относимую к воплощенной в теле душе (Энн. IV. 3.31: ср. III. 6.4.). Обычно, впрочем, оба типа воображения неразличимы, поскольку в обычном состоянии высшее воображение преобладает и как бы вбирает в себя низшее, подобно малому пламени, становящемуся невидимым в большом огне; когда же душа пребывает в возмущении и страстном состоянии, низшее воображение заслоняет своими образами высшее, делая его неразличимым. Во-вторых, Плотин указывает на примечательный параллелизм между воображением и особой нефизической, т.н. интеллигибельной, или геометрической, материей, присущей только геометрическим объектам (ὔλη νοητή, впервые введенной Аристотелем в «Метафизике» VII 10–11 b VIII 6: ср. Энн. II. 4.1–5). Поскольку воображение представляет свои образы как протяженные, оно может быть уподоблено некоему протяжению, впрочем нефизическому, в котором могут воплощаться геометрические фигуры, имеющие у Платона статус промежуточных между физическими вещами и их идеальными прообразами-эйдосами. Воображение в таком случае и оказывается тем особым мнимым протяжением – интеллигибельной материей, той стихией, в которой геометрические объекты наличны как протяженные, как воображаемо-наглядно представимые и как вычерчиваемые самим же воображением как подобия идеальных прообразов, которые сами не наглядны и невообразимы, но только мыслимы (так, эйдос круга не кругл, тогда как круг в воображении – действительно кругл, в отличие от любого его физического подобия, всегда неизбежно искаженного). Как показывает Прокл, геометрические объекты воссоздаются и представляются из своих идеальных прообразов в воображении (подобно тому, как слова являются продуктом рассудка и воображения, φαντασία λεκτική или σημαντική). Геометрические предметы выстраиваются при этом кинематически, т.е. как бы вычерчиваются посредством движения другого геометрического объекта меньшей размерности. Т.о., самая геометрия как наука оказывается не только основанной на разуме, но также и коренящейся в воображении.

Через Августина и Боэция понятие воображения (imaginatio) как отдельной познавательной способности переходит в средневековую схоластику, где воображению уделяется особое внимание (в частности, у Фомы Аквинского и Данте) как одной из ведущих познавательных способностей человеческой души.

В философии Нового временя понятие воображения играет заметную роль. Наряду с разумом, памятью и чувствами воображение является одной из функций «познавательной силы» или способности души для Декарта. В частности, воображение есть «известное применение познавательной способности (т.е. разума) к телу, которую перед ней внутренне присутствует» (Med. VI, AT VII 71–72). Трудность в понимании роли воображения в процессе познания и в общей структуре познавательных способностей состоит для Декарта в том, что воображение прежде всего воспроизводит и собирает в одно целое образы чувственного, т.е. телесного, и затем уже передает их для дальнейшего истолкования разуму, образы, или «идеи», которого нематериальны. Поскольку Декарт принимает две взаимодополнительные конечные субстанции – материальное протяжение и мышление – воображение оказывается отнесенным к телесному как протяженному, но к телесному должны быть отнесены и представимые в воображении геометрические фигуры, поскольку они протяженны. Однако способ, каким протяженные образы воображения представляются как непротяженные нематериальные «идеи» разума, остается для Декарта столь же непроясненным, сколь и взаимодействие тела и души или тайна воплощения души в теле.

Ключевой фигурой для понимания понятия воображения в новой философии является Кант. В учении Канта о способности воображения (Einbildungskraft) следует подчеркнуть две важнейшие черты, во многом определяющие трактовку воображения в последующей философской традиции. Во-первых, Кант проводит различие между репродуктивным (воссоздающим) и продуктивным (творческим) воображением. Подобное различение можно найти еще у Хр.Вольфа, который принимает воображение как способность души порождать образ вещи в отсутствие самой вещи, а также воссоздавать образ вещи как целой, дополняя чувственное восприятие, никогда не завершенное (позже Гегель в «Эстетике» делает попытку провести различие между пассивным воображением и творческой фантазией). От воссоздающего, или воспроизводящего, репродуктивного воображения отлична у Вольфа продуктивная способность, facultas fingendi, позволяющая творить никогда не виданные образы посредством разделения и сочетания образов уже известных (Psychologia empirica, par. 117). Во-вторых, Кант трактует воображение как промежуточную способность между чувственностью и рассудком. До Канта подобное истолкование воображения как посредующей познавательной способности души, имеющей черты общности как с чувственностью, так и с рассудком, можно найти у Лейбница, в чем последний в сущности следует Аристотелю и неоплатоникам. Продуктивное, чистое, или трансцендентальное, воображение определяется Кантом как «способность представлять предмет также и без его присутствия в созерцании» (Критика чистого разума, D 151; Соч., т. 3, с. 204). Продуктивное воображение определяет и синтезирует или связывает воедино a priori многообразие чувственного созерцания (с которым воображение роднит способность наглядного представления предмета) согласно единству чистой апперцепции (т.е. неэмпирического представления «я мыслю», сопровождающего всякий акт мышления) в соответствии с категориями рассудка, способного мыслить многообразие чувственного опыта в единстве (с рассудком воображение роднит спонтанность, т.е. самодеятельность: ср. Критика чистого разума, А 124). Продуктивное воображение есть поэтому «способность a priori определять чувственность, и его синтез созерцаний сообразно категориям должен быть трансцендентальным синтезом способности воображения» (Соч., т. 3, с. 205). Репродуктивное воображение, напротив, подчинено только эмпирическим законам ассоциации и потому не способствует возможности познания a priori (Критика чистого разума, В 152; Соч., т. 3, с. 205). Продуктом чистого воображения является трансцендентальная схема, однородная, с одной стороны, с категориями рассудка, а с другой – с явлениями, чувственно постигаемыми в формах пространственно-временных определений; схема сама как бы посредует между образом и понятием, являясь «представлением об общем способе, каким воображение доставляет понятию образ» (Критика чистого разума, А 140; Соч., т. 3, с. 223). Т.о., творческое воображение является важнейшей предпосылкой возможности познания, одновременно соединяя и разделяя чувственность и рассудок.

Воображение как творческая способность играет центральную роль у Фихте и Шеллинга, а также в философии романтизма. Так, у Фихте в раннем изложении «Наукоучения» (1794) вся действительность полагается для рассудка посредством творческого воображения через противопоставление и взаимоограничение «Я» и «не-Я». Развивая мысль Фихте, Новалис утверждает, что творческое воображение является источником действительности и в конечном счете самой действительностью. Для Шеллинга продуктивное воображение выступает как посредник между сферой теоретического и практического. В философии тождества Шеллинга «воображение природы» есть организм, в котором находят свое наиболее полное воплощение реальное, идеальное и их тождество. При этом реальное (мир природы) образуемо посредством воображения (Einbildung) бесконечного в конечное; идеальное (мир духа), напротив, воображением конечного в бесконечное. Воображение, т.о., понимается как ничем внутренне не связанное и не ограниченное, как конститутивное для самого бытия. Кант, впрочем, отвергает подобное истолкование понятия воображения, ибо воображению нет места в практической философии, в области моральных принципов и поступков, где, по мысли Канта, только и возможна человеческая свобода.

phpBB [media]


https://vk.com/id18738202?w=wall-29540998_5440

Видео и книги о воображении.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 28 окт 2022 14:19 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю.- Введение в психофизиологию.

Психофизиология.

Учебное пособие посвящено физиологическим основам психической деятельности и поведения человека.

В исторической ретроспективе определяется предмет и задачи психофизиологии, излагаются новые представления о механизмах психической деятельности с позиций системного подхода. В полном объеме рассматриваются основные методы психофизиологии и сферы их применения.

Пособие знакомит с общими закономерностями и механизмами работы центральной нервной системы человека, лежащими в основе психических функций, процессов и состояний.

Сообщаются конкретные данные о психофизиологических механизмах основных психических процессов и функций (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций, движения и т. д.). Возрастной психофизиологии посвящен специальный раздел, в нем рассматриваются проблемы биологического созревания, психического развития и старения.

https://vk.com/id18738202?w=wall-136849019_4878


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 28 окт 2022 14:37 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Международная команда опубликовала статью о неожиданных отличиях в работе стволовых клеток головного мозга человека разумного по сравнению с неандертальцами. Участие в работе принял новоиспеченный Нобелевский лауреат Сванте Паабо.
О деталях рассказывает антрополог Дарвиновского музея Елена Сударикова

«Ищем преимущества нашего мозга над неандертальским»:

phpBB [media]


https://vk.com/id18738202?w=wall-110924669_500340


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 28 окт 2022 14:59 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
И. П. Ашмарин, П. В. Стукалов – Нейрохимия

Биология, нейрохимия

Книга «Нейрохимия» делится на две большие части. Первая включает изложение ряда традиционных разделов статической биохимии нервной системы — описание белков, нуклеиновых кислот, липидов, углеводов и таких надмолекулярных образований, как мембраны нейронов. В эту же часть входят разделы динамической биохимии, в частности характеристика энергетического метаболизма центральной нервной системы.

Вторая часть включает описание синаптического аппарата медиаторных систем и рецепторов, механизмов проведения нервных импульсов, ряда постсинаптических процессов в нейронах и систем их модуляции.

В завершающих главах книги «Нейрохимия» изложены современные представления о биохимических механизмах высших функций центральной нервной системы, в том числе памяти, и продемонстрированы достижения нейрохимии в раскрытии механизмов некоторых болезней головного мозга.

https://vk.com/id18738202?w=wall-136849019_4695


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 28 окт 2022 15:40 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Томас Метцингер - Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель Эго

Философия

Эта книга одного из ведущих европейских философов-когнитивистов основана на последних научных исследованиях и посвящена радикальному переосмыслению природы человеческого сознания. Она объясняет, почему все наши интуитивные представления о собственном разуме неверны и почему человеческой личности просто не существует. Что такое сознание? Обладаем ли мы свободой воли? Можно ли научиться управлять снами? Как общество может измениться под воздействием последних открытий в нейрологии и какие опасности могут грозить нам в будущем? Обо всем этом и многом другом вы узнаете из этой книги, настоящего путеводителя по новой эпохе научных открытий в области человеческого разума, которые заставляют полностью пересмотреть наш взгляд на человеческое сознание, на то, кто мы такие и как взаимодействуем с миром. Перевод выполнен по дополненному и расширенному изданию 2014 года.

https://vk.com/id18738202?w=wall-136849019_4441


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 28 окт 2022 16:08 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Бехтерев В.М. - Мозг: структура, функция, патология, психика (том 1)

В томе 1 объединены работы по нейроанатомии, нейрофизиологии и общей неврологии, невропатологии. Перед оригинальными статьями помещены предисловие редактора и автобиография ученого.

Публикуемые в томе 1 работы, помимо их исторической ценности как классических произведений, имеют также большое практическое значение для современной медицины, в частности, первое авторское описание болезни Бехтерева.

https://vk.com/id18738202?w=wall-163908593_6931


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 28 окт 2022 16:17 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Книги.

Павел Васильевич Симонов ( 20 апреля 1926, Ленинград - 6 июня 2002, Москва) - советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук , профессор. Лауреат Государственной премии СССР за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека.

Отца П. В. Симонова - бывшего офицера Станислава Станкевича - репрессировали в 1937 году. Как члены семьи «врага народа», Павел с матерью были высланы из Ленинграда. Их соседом в доме по лестничной площадке был известный скульптор Василий Львович Симонов, который в дальнейшем принял деятельное участие в устройстве судьбы мальчика, усыновил его и дал свою фамилию.

В 1944 году поступил в лётное училище. В 1945 году перевелся по состоянию здоровья в Военно-медицинскую академию, которую окончил в 1951 году. Практически с первых лет врачебной практики начал заниматься научно-исследовательской работой. В 1951 - 1960 гг - научный сотрудник, руководитель лаборатории Главного военного госпиталя им. Н. Н. Бурденко. С 1961 по 1962 год — старший научный сотрудник Физиологической лаборатории АН СССР.

В 1962 году П. В. Симонов начал работать под руководством Э. А. Асратяна в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН в должности заведующего лабораторией, затем заместителя директора, а с 1982 года стал директором этого института.

Профессор кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ с 1996 года. Состоял академиком-секретарем Отделения физиологии АН СССР, главным редактором «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова» (с 1982), членом редколлегии научно-популярного журнала «Наука и жизнь».

https://vk.com/id18738202?w=wall-136849019_4105


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 28 окт 2022 16:28 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Мозг музыканта.

phpBB [media]


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Научно-популярные книги и фильмы
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2022 21:12 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Критическое мышление и инсайт: нейрофизиология

Рассмотрены разные точки зрения на процессы взаимодействия нейронных сетей мозга при селекции информации и принятия решения на основе инсайта или критического анализа идей, сгенерированных при тестировании креативности. Для изучения сочетания разных когнитивных операций в креативности предложены модели BVSR (Blind Variation and Selective Retention) и «GENEPLORE» (Generate and Explore). Анализ возникновения инсайта в экспериментальных исследованиях выполняется с использованием задач на эвристическое мышление, восприятие двойственных фигур, теста отдаленных ассоциаций слов (RAT) или составных отдаленных ассоциаций (CRA). Приведены сведения о наиболее устойчивом ЭЭГ-корреляте инсайта: синхронизации альфа-биопотенциалов и изменениях выраженности и регионарной специфики этого эффекта, обусловленных особенностями креативного задания. Результаты томографических исследований выявили ключевое значение специфичных паттернов «преднастройки» нейронных сетей дефолтной и исполнительной систем и динамики взаимодействия лобных и теменных областей мозга, отражающих разные показатели креативности. Показаны роль критического анализа решения проблемы, модулирующая творческий процесс, и значение тормозных функций в селекции релевантной информации. Включение в поиск решения проблемы противоположных процессов — конвергентного или дивергентного мышления, направленного или дефокусированного и интернального или экстернального внимания — сопровождается временной и структурной реорганизацией активации или торможения в нейронных системах мозга. Ведущими структурами мозга, необходимыми для переключения разных стратегий селекции информации и выбора ответа при решении экспериментальных творческих задач в зависимости от их сложности и содержания, являются префронтальная, цингулярная области коры и гиппокамп.

Научные статьи.

https://vk.com/id18738202?w=wall-6827569_44398


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 102 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles