FORUM-EVOLUTION.ru

Текущее время: 28 мар 2024 17:44

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Великие мистики прошлого
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2011 18:53 
Не в сети
Admin

Зарегистрирован: 28 май 2010 10:56
Сообщений: 299
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

Изображение

Аполлоний Тианский был современником Иисуса Христа и, несомненно, исторической личностью, хотя христианское духовенство эпохи средневековья со своей стороны всячески старалось выдворить его на задворки истории. Аполлония, подобно Христу, в первые века христианства почитали как воплощение божественного, а в его честь римские императоры воздвигали храмы и чеканили монеты с его изображением. Е.П. Блаватская говорила о нём как об одном из величайших Адептов, ставя его наравне с Кришной, Буддой, Христом и другими Великими Учителями.

При жизни Аполлоний был необычайно популярен и прослыл не только как великий мыслитель и проповедник этической мысли, но и как чудотворец и целитель, чудеса которого, согласно преданиям, не только часто повторяли чудеса Иисуса Христа, описанные в канонических евангелиях, но были даже более удивительными и разнообразными да и к тому же лучше засвидетельствованными историей. Как писал римский историк Флавий Вописк: "Были ли среди людей человек более безупречный, более чтимый, более значительный и более божественный? Умершим он возвращал жизнь; он сделал и сказал многое такое, чего не в силах сделать и сказать люди". В связи с этим понятно, почему Аполлоний Тианский был так неудобен для христианской церкви и почему она - особенно в течение четвёртого и пятого веков нашей эры - бросила множество своих сил, свои авторитет и власть на то, чтобы вытравить любую память о нём, сделать из него миф или, по крайней мере, превратить его в приспешника дьявола. Но как бы то ни было, Юстин-Мученик, стоявший у истоков развития христианской церкви, писал об Аполлонии следующие строки, даже не пытаясь скрывать своего затруднения: "Как объяснить, что талисманы Аполлония обладали силой успокаивать ярость волн и неистовство ветров, останавливать нападение хищных зверей, и в то время, как чудеса Господа нашего сохранились для нас лишь как предание, чудеса Аполлония были богаты числом и на самом деле выражали себя фактами столь неоспоримыми, что убеждали без труда всех очевидцев?"

Хотя известно, что было множество жизнеописаний Аполлония Тианского, их циркулированию препятствовали христиане, и только чудом уцелевший дневник Дамиса, помимо устной традиции, остался практически единственным основным источником более-менее подробного описания жизни Учителя из Тианы, из которого в основном и черпал сведения составитель биографии Аполлония софист Флавий Филострат в III в. н.э. Согласно этому биографическому очерку, Аполлоний родился в эллинском городе Тиане (на территории нынешней Турции) в знатной и богатой семье. Он получил блестящее по тем временам образование, и уже с четырнадцати лет начинает своё знакомство с различными философскими и религиозно-философскими учениями. Аполлоний часто беседовал с последователями учений Платона и Аристотеля, но особенный интерес в нём вызвало учение Пифагора. С этих самых пор Аполлоний, справедливо считавший, что в заумном отвлечённом философствовании нет никакой пользы, принял решение неотступно следовать этическим указаниям Пифагора, чтобы на практике, в самой своей жизни реализовать идеал мудреца.

Находясь ещё в юном возрасте, Аполлоний похоронил отца и оказался обладателем значительного наследства, но он отказывается от него в пользу родственников и нищих, ибо, как позже говорил он сам: "Я постиг всю бренность богатства, и потому приучился ничего для себя не желать".

Особенного упоминания заслуживает следующий факт, описанный в биографии Аполлония: считается, что в молодости он совершил путешествие в Индию (что, согласно Мастерам, в своё время совершил и Иисус) к индийским мудрецам-махатмам. Аполлоний гостит в Гималайских Ашрамах мудрецов-браминов четыре месяца, в течение которых он ведёт с махатмами долгие беседы, учась у них т.н. Гупта-Видье, древнейшей и сокровенной эзотерической науке.

После своего возвращения из Индии Аполлоний начинает свою проповедническую деятельность и ведёт жизнь странствующего Учителя, проповедывавшего ту же квинтэссеницию духовности, ту же самую высокую нравственность, те же самые любовь, терпимость и братство, которым пять столетий назад учил Будда и которым учил современник Аполлония Иисус Христос. Подобно им же Аполлоний был непримирим в отношении внешней демонстрации религиозности, он был настоящим врагом набожного лицемерия, ханженства и "фарисейства". Признавая единый корень различных религиозных учений, он стремился очистить их от ненужных наслоений и множественных искажений. Но в отличии от Иисуса, который проповедовал в основном обездоленным и бедным, Аполлоний, родившийся в среде аристократии, уделял больше времени общению с представителями высших слоёв общества и с сильными мира своего века, т.е. с теми, от чьих решений зависят жизни многих тысяч простых людей и в чьих руках находятся судьбы государства (а в царствование императора Веспасиана мудрость Аполлония была оценена столь высоко, что он был даже назначен советником императора).

Описание чудес Аполлония, рассказы о которых содержатся в его биографии, займёт огромный по объёму текстовый материал. Отметим только, что список сверхъестественных феноменов, демонстрируемых им, очень широк - это и материализация, и дематериализация, телепортация, телепатия, левитация и т.д. То есть он демонстрировал множество из тех способностей, которыми обладали и обладают другие великие Адепты.

В результате его деятельности у Аполлония появляется немало недоброжелателей и врагов, особенно среди римского жречества, и он подвергался преследованию со стороны римского императора Нерона, а затем римского императора Домициана. Когда Домициан вызвал Аполлония в суд по обвинению в святотатстве и заговорщицкой деятельности (т.е. в преступлениях, направленных против римского государства, за совершение которых грозит смертная казнь), он (будучи уже примерно 85 лет от роду) является в Рим и позволяет арестовать себя - его заковывают в кандалы и заключают в тюрьму. На суде Аполлоний держался с большим достоинством и, стоя перед римским императором, сказал ему: "Ты можешь арестовать всего лишь моё тело, но не мою душу, да даже и тела моего ты не получишь!" И с этими словами, согласно биографу, он внезапно исчезает. После этого чрезвычайного события императорское правительство решает оставить Аполлония в покое, тем более что дальнейшие преследования могли повлечь за собой бунт его сторонников.

Время и место смерти Аполлония Тианского остались сокрытыми от истории. По одной из версий, через два года после своего чудесного спасения он умер в городе Эфес, тогда как в книге "Криптограммы Востока" (написанной Е.И. Рерих под псевдонимом Сент-Илер) говорится, что Аполлоний (опять же подобно Иисусу Христу, который после своего распятия вновь вернулся в Индию и прожил там до глубокой старости), отправился в Гималайский Ашрам, где пребывал и учился в молодости, и остался там до самой своей смерти.

"Никакой смерти нет, кроме как по видимости, и равно нет никакого рождения, кроме как по видимости, а причина в том, что поворот из бытия в природу почитается рождением, а из природы в бытие - соответственно смертью, однако же, взаправду никто никогда не родится и не гибнет, но лишь становится прежде явным и после незримым - Сущность всегда одна и та же, различаясь единственно движением и покоем". – Аполлоний Тианский


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Аполлоний Тианский
СообщениеДобавлено: 12 ноя 2011 16:55 
Не в сети
Admin

Зарегистрирован: 28 май 2010 10:56
Сообщений: 299
Е.П. Блаватская
АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ И СИМОН МАГ


"Истории христианской религии до двухсотого года" Чарльза Б. Уайта, магистра гуманитарных наук, анонсированной и подвергнутой рецензии в "Banner of Light" (Бостон), мы обнаруживаем, что часть книги посвящена великому чудотворцу второго века нашей эры -- Аполлонию Тианскому, у которого никогда не было конкурента в Римской Империи.

Период времени, на которое обращено особое внимание в этой книге, разделяется на шесть частей, вторая из которых, от 80 до 120 года н.э., включает в себя Век Чудес, история которого будет интересна спиритуалистам, как некое средство для сравнения проявлений невидимых разумных существ в наше время с похожими событиями во времена, последовавшие за введением христианства. Аполлоний Тианский был наиболее знаменитой фигурой этого периода и свидетелем царствования дюжины римских императоров. Перед его рождением, Протей, египетский бог, появился перед его матерью и предупредил ее, что он воплотится в ее будущего ребенка. Следуя наставлениям, данным ей во сне, она пошла на луг собирать цветы. Пока она делала это, стая лебедей образовала хор вокруг нее и, хлопая крыльями, лебеди пели в унисон. В это время внезапно подул ласковый ветерок, и Аполлоний родился.

Такова легенда, которая в древние времена делала из каждой значительной личности -- "сына Бога", таинственно рожденного девой. А дальше следует история. В юности он имел удивительные умственные способности и был очень красив, и находил величайшее счастье в разговорах с последователями Платона, Хрисиппа и Аристотеля. Он не ел ничего, что было живым, и питался лишь фруктами и плодами земли; он был энергичным поклонником и последователем Пифагора, и как таковой, хранил молчание в течение пяти лет. Куда бы он не отправлялся, везде он реформировал религиозные культы и совершал удивительные поступки. На праздниках он удивлял гостей, заставляя хлеб, фрукты, овощи и разнообразные лакомства появляться перед ним по его повелению. Статуи оживали, и бронзовые фигуры сходили со своих пьедесталов, изменяя свои позы и работая в качестве слуг. Применением той же самой силы совершались дематериализации; исчезали золотые и серебряные сосуды вместе с их содержимым; в одном случае, даже слуги исчезли из виду.

В Риме Аполлоний был обвинен в измене. Придя на допрос, его обвинитель вышел вперед, развернул свой свиток, на котором было записано обвинение, и был изумлен, обнаружив чистый лист.

Встретив похоронную процессию, он сказал сопровождающим: "Опустите гроб на землю, и я высушу слезы, которые вы проливаете над этой девушкой". Он дотронулся до молодой женщины, произнес несколько слов, и мертвая возвратилась к жизни. Когда он был в Смирне, в Эфесе свирепствовала чума, и его позвали отправится туда. "Путешествие не может быть отложено",-- сказал он; и не успел он закончить произнесение этих слов, как он уже был в Эфесе.

Когда ему было около ста лет, его привели к императору Рима по обвинению в чародействе. Он был заключен в тюрьму. В это время его спросили, когда он мог бы быть на свободе? "Завтра, если это зависит от судьи; сейчас, если это зависит от меня". Произнеся это, он вынул свои ноги из кандалов и сказал: "Вы видите свободу, которой я обладаю". Затем он вернулся в кандалы.

На трибунале его спросили: "Почему люди называют тебя богом?"

"Потому что",-- сказал он,-- "каждый человек, который добр, имеет право так называться".

"Каким образом ты предсказал чуму в Эфесе?"

Он ответил: "Благодаря тому, что я живу на более легкой пище, чем другие люди".

Его ответы на эти и другие вопросы его обвинителей показали такую силу, что император был очень сильно взволнован и объявил его невиновным; но сказал, что он задержит его для личного разговора. Он ответил: "Вы можете задержать мое тело, но не мою душу; и, я добавлю, не можете даже мое тело". Произнеся эти слова, он исчез из трибунала, и в тот же самый день встретил своего друга в Путеоли, в трех днях ходьбы от Рима.

Писания Аполлония показывают его ученым человеком, наделенным совершенным знанием человеческой природы и наполненным благородными чувствами и принципами мудрой философии. Он говорит в своем послании к Валерию:

"Не существует смерти чего-либо, за исключением внешности; и также нет рождения чего-либо, кроме внешнего облика. То, что переходит из субстанции в природу, кажется рожденным, и то, что переходит из природы в субстанцию, кажется, подобным же образом, умершим; хотя в действительности ничего не порождается и ничего не исчезает; но лишь сейчас попадает в поле зрения и сейчас исчезает из него. Нечто появляется по причине плотности материи и исчезает по причине разреженности субстанции; но это всегда одно и то же, различающееся только по движению и условиям".

Высочайшая похвала была оказана Аполлонию императором Титом. Философ написал ему вскоре после его вступления на престол, советуя ему быть умеренным в своем правлении, и Тит ответил:

"От своего имени и от имени моей страны я благодарю вас и буду помнить об этом. Поистине, я захватил Иерусалим, но вы взяли меня в плен".

В удивительные деяния, совершенные Аполлонием (хотя бы они и были чудесными), источник и порождающие причины которых ясно обнаружил современный спиритуализм, повсеместно верили во втором веке и в последующие века; и христиане делали это в той же мере, что и остальные. Симон Маг был другим знаменитым чудотворцем второго века, и никто не отрицает его силы. Даже христиане были вынуждены признать то, что он совершал чудеса. Упоминание о нем сделано в Деяниях апостолов, VIII, 9-10. Его слава была всемирной, его последователи -- в каждом народе, и в Риме была воздвигнута статуя в его честь. Он часто вступал в споры с Петром, которые мы в наши дни могли бы назвать "соревнованием чудес" с целью установить, чья сила была большей. В "Деяниях Петра и Павла" утверждается, что Симон заставил двигаться бронзовую змею, смеяться статую, и сам поднялся в воздух; к этому добавлено: "в противовес этому, Петр излечил болезнь словом, сделал слепого зрячим, и т. д.". Симон, оказавшись перед Нероном, изменил свою внешность: внезапно он стал ребенком, затем -- стариком; в другое время -- молодым человеком. "И Нерон, увидев это, предположил, что он -- Сын Бога".

В "Признаниях", работе Петрина о древних веках, приводится описание публичной дискуссии между Петром и Симоном Магом, которое и воспроизводится в данной работе.

Приводимые сообщения о многих других чудотворцах в высшей степени убедительно показывают, что та сила, при помощи которой они работали, не ограничивалась каким-либо человеком или неким количеством людей, как этому учат христиане, но что медиумическим даром тогда, как и сейчас, обладали многие люди. Заявления, цитируемые из трудов писателей первых двух веков о том, что происходило в те времена, подвергнут строгому испытанию доверчивость даже наиболее доверчивых, и даже относительно самой веры в эту эру чудес. Многие из этих сообщений могут быть сильно преувеличены, но неразумно было бы предполагать, что все они являются чистыми фальсификациями, без какой-либо доли истины в своем основании; и еще меньше это можно бы было сделать после тех открытий, которые были сделаны после возникновения современного спиритуализма. Некоторое представление о той тщательности, с которой надо относится к любому предмету, содержащемуся в этих книгах, может быть получено, когда мы сообщим, что в индексе содержится двести тридцать ссылок на выражения, связанные с "Иисусом Христом"; из которых может быть сделан справедливый вывод о том, что данные сообщения имеют огромную ценность для получения искомой информации, чтобы иметь возможность различить, был ли Иисус -- "Человек, Миф или Бог". "Возникновение и история христианских учений", а также "Возникновение и установление авторитета римской церкви надо всеми другими церквями" в полном объеме показывают и во многом проясняют многие препятствия и спорные вопросы. Короче говоря, для нас невозможно, без серьезного расширения тех границ, которые отведены для данной статьи, отдать всю дань справедливости этой очень поучительной книге; но мы думаем, что было сказано достаточно, чтобы убедить наших читателей в том, что это одно из наиболее интересных и долгожданных приобретений в литературе этого прогрессивного века.

Некоторые авторы пытаются придать появлению Аполлония легендарный характер, в то время как набожные христиане будут продолжать называть его мошенником. Если бы существование Иисуса из Назарета было бы столь же хорошо удостоверено историей, и он сам был хотя бы наполовину столь же известен классическим авторам, как Аполлоний,-- то никакой скептик не сомневался бы в действительном существовании такого человека, как Сын Марии и Иосифа. Аполлоний из Тиана был другом и корреспондентом римских императриц и некоторых императоров, в то время как Иисус оставил на страницах истории не больше, чем если бы его жизнь была записана на песке в пустыне. Его письмо к Акбару, правителю Эдессы, аутентичность которого утверждается одним лишь Евсевием,-- этим бароном Мюнхгаузеном патристической иерархии,-- названо в "Основаниях Христианства" "попыткой подделки" даже самим Палеем, чья сильная вера признает даже наиболее неправдоподобные истории. Таким образом, Аполлоний -- это исторический персонаж; между тем, даже многие из самих апостольских отцов, помещенные перед скрупулезным взором исторического критицизма, начинают дрожать, а многие из них -- угасают и исчезают, подобно "блуждающим огонькам", или ignis fatus.

"Теософист", июнь 1881 г.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Великие мистики прошлого
СообщениеДобавлено: 28 май 2017 22:46 
Не в сети
Admin

Зарегистрирован: 28 май 2010 10:56
Сообщений: 299
ПЛОТИН



Плотин был великим мистиком и мыслителем поздней античности времён Римской империи, жившим в III веке н. э. Является основателем неоплатонизма – мистико-философского учения, которое, используя в основном терминологию Платона, соединяло и систематизировало в себе элементы учений Пифагора, Платона и Аристотеля и синтезировало их с восточной мудростью. Был учеником великого александрийского мистика и мыслителя Аммония Саккаса, учение которого заложило базовые основы философии и мистической практики неоплатонизма.

Считается, что Плотин родился в 204 или 205 году в Ликополе, Нижнем Египте, хотя, если верить его ученику Порфирию (который был иудеем, его настоящее имя было Малех или Малх), Плотин никогда не раскрывал ни дня, ни места своего рождения. Он был известен как человек доброго нрава и высоких нравственных качеств. Молодые годы он провёл в одном из крупнейших в то время центров науки и культуры – Александрии. Там он, в возрасте около двадцати семи лет, стал учеником Аммония Саккаса (который также был учителем отца христианской церкви Оригена), и учился у него на протяжении одиннадцати лет. Согласно Е. П. Блаватской, Аммоний, говоря о своей философии, провозглашал, что их школа ведёт своё начало ещё со дней Гермеса, который принёс свою мудрость из Индии. Также Блаватская указывает, что Аммоний учил мистическому созерцанию, практически тождественному созерцанию йогов: это общение со своим собственным Высшим «Я» – Атманом.

В 242 году Плотин сопровождал императора Гордиана III в его персидском походе, чтобы познакомиться с мудростью индийцев и персов. Но в Индии ему побывать так и не удалось – после поражения Гордиана ему пришлось спасаться бегством в Антиохию. Затем отправился в Рим, где и основал школу неоплатонизма. Здесь сложился круг его учеников и последователей, куда входили люди различных социальных слоёв и национальностей. В 265 году под покровительством императора Галлиена предпринял попытку осуществить идею платоновского государства – основать город Платонополь, который стал бы городом философов и центром мистического созерцания. Однако его планам не суждено было сбыться – им всячески воспротивились императорские советники. Будучи уже в преклонном возрасте Плотин стал фиксировать своё учение письменно в виде фрагментарных записей, которые после его смерти были отредактированы, скомпилированы и изданы его учеником Порфирием. Порфирий разделил их на шесть отделов, каждый отдел — на девять частей (отсюда и название трактатов Плотина – «Эннеады», что в переводе с греческого означает «Девятки»). Скончался Плотин в 270 году в возрасте около 65 лет.

Теперь перейдём к рассмотрению основ учения данного мыслителя. В его философии мы находим не только квинтэссенцию античной мысли, но и явное созвучие с древней восточной философией, что даёт нам полное право утверждать: неоплатонизм имеет единый источник с восточными доктринами и взглядами Махатм. Бытийственным основанием, истоком всякого бытия Плотин называл Первоединое. Тот же самый принцип мы находим в индийской мысли под именем «Парабрахман». Плотин указывает, что Первоединое – это внутренняя глубина всего существующего, которая и везде и нигде (ибо всякое «где» означает место, заданное неким пределом). Он писал, что Единый – это одна чистая энергия и ничего больше. «Этому Абсолюту, - говорил Плотин, - нельзя даже приписывать какое либо имя, а можно лишь говорить о нём апофатически, указывая, что он не есть ни то, ни это – ведь нельзя его объять никаким определением». И как тут не вспомнить ведантический принцип негации в отношении Парабрахмана, провозглашённый в Упанишадах: «Нети, нети» (ни то, ни то)!

Сходство с восточными доктринами мы находим и в объяснении Плотином космогенезиса. Плотин учил, что сущее порождается из Первоединого путём эманации, которая буквально означает «истечение», «исхождение». Единый, говорил Плотин, как бы через края переполнен, именно это переполнение и произвело нечто другое и иное. Эманация происходит из-за взаимодействия Единого с таинственной Материей (Первоматерия, схожая с индийской Мулапракрити), благодаря чему появляется множественность. При этом Единый остаётся Единым, остаётся полнотой бытия. Первое, что истекает из Единого – Космический Ум (греч. Нус), содержащий в себе идеи (эйдосы). В плотиновской концепции Космического Ума мы находим прямое влияние объективного идеализма Платона, основанного на теории идей (эйдосов). Согласно данной теории, все вещи нашего чувственного мира есть отражение идеальных сущностей, которые для чувственных вещей выступают в качестве прообразов. Третьим началом после Первоединого Абсолюта и Космического Ума у Плотина оказывается Мировая Душа. По Плотину, именно Мировая Душа порождает мир чувственных вещей на основе идеальный прообразов, содержащихся в Космическом Уме. Она имеет двойственную природу – с одной стороны, одна часть её обращена к высшему, другая – к чувственному материальному миру. По Плотину, все отдельные души происходят из этой единой Мировой Души.

Плотин, и в этом находясь в полном согласии с восточными доктринами и мистической традицией, утверждал, что цель человеческой души – вернуться к своему источнику, слиться с Единым, Абсолютом, что понимается Плотином как достижение высшего Блага. Как писала Е. П. Блаватская, Плотин учил доктрине, по своей сути тождественной доктрине ведантистов, а именно, что Дух-Душа, эманируя из единого божественного принципа, по окончании своего путешествия воссоединяется с ним. Подобно ведантистам, Плотин считал, что когда душа выйдет за порог двойственности, она окажется этим самым Единым. Плотин придерживался доктрины метемпсихоза (реинкарнации), которая, помимо того, что является одним из ключевых звеньев восточных учений, встречалась ещё в учениях Пифагора и Платона: если душа не возвышается до Божественного, то её ждёт новое рождение. И в новом рождении каждую душу ждёт воздаяние за её прошлые поступки, что по своей сути тождественно индийской концепции кармы.

Слияние с Первоединым, согласно Плотину, происходит в состоянии мистического экстаза. В этом состоянии душа переступает через границы всякой двойственности и сливается с основой собственного существования, переживая тотальное единство всего сущего. К Плотину понимание Первоединого пришло именно благодаря переживанию этих экстатических состояний, которые, по свидетельству его ученика Порфирия, он переживал несколько раз. В своей философии Плотин пытался описать Единое, исходя не из построений рассудка, а из того, что он пережил в состоянии экстаза.

Путь к экстазу, который означает переживание собственного единства со своим бытийственным истоком, лежит через практику мистического созерцания, а не через философскую деятельность интеллекта. Данной практике Плотин обучился у своего наставника Аммония Саккаса, и она, как уже было указано выше, во многом сходится с индийскими йогическими практиками. Плотин критиковал чисто рассудочное понимание, призывая перейти от интеллектуальной рефлексии к мистическому созерцанию. Плотин писал: «Нас можно уподобить множеству выражений лица, которые, на первый взгляд, кажутся многими, несмотря на то, что в существе своём все они растут и держатся на одной и той же голове. Но если бы каждое из этих лиц, собственной ли силой, или движимое Афиной, могло бы обратиться на самое себя, то оно увидело бы в себе и Бога, и вообще всё». Таким образом, мистическая практика неоплатонизма, как йогическое созерцание, подразумевает погружение в самого себя, в глубинные бытийственные пласты своей личности. Как писал Порфирий, ссылаясь на своего учителя: «Надо перестать смотреть; надо, закрыв глаза, видеть иначе и пробудить способность, которой обладают все, но мало кто пользуется. Итак, для восприятия того великого, что есть в нашей душе, необходимо, чтобы мы обратили свою способность восприятия внутрь и сосредоточили внимание в этом направлении. Подобно тому, как человек в ожидании желанного голоса отворачивается от других голосов и настраивает свой слух на восприятие звука, который предпочитает всем иным, чтобы услышать его при любой возможности, так и нам нужно по мере сил отгородиться от всякого постороннего шума и сохранить в чистоте силу восприятия души, дабы она могла слышать голоса свыше». При описании плотиновских переживаний очень часто повторяются слова «свет», «сияние», «блеск», «прозрачность», «источник Жизни». Жизнь у Плотина – полное присутствие, простая и бесконечная сила, разливающаяся как динамическая непрерывность, путь к пониманию которой лежит не через мир телесных форм и рассудочную деятельность, а через мистическое созерцание.

Плотин учил, что наше обыденное «я» есть продукт нашего мышления в мире телесных форм, а наша истинная суть, Высшее «Я», по своей природе соответствует Единому. То же самое мы находим в индийской ведантической мысли, которая провозглашает единство истинной внутренней природы (Атман) с универсальным принципом (Брахман). Важное понимание Плотина заключается в том, какую функцию он приписывает в данном отношении разуму: функция разума здесь заключается только в попытке определения и описания того, что было пережито во внутреннем мистическом акте. Постижение Высшей Истины, Высшего Бытия, Жизни, Единого – это область внутреннего опыта мистика, а не область интеллектуальных философских изысканий. Категориальный философский язык здесь выступает лишь как средство, посредством которого осуществляется попытка описания внутренних переживаний.

Самыми яркими представителями неоплатонизма после Плотина были его ученик Порфирий, ученик Порфирия сириец Ямвлих и афинянин Прокл. Порфирий, в основном, занимался систематизацией и комментированием трудов Плотина; Ямвлих конкретизировал учение Плотина о Первоедином, Космическом Уме и Мировой Душе, а также развивал теургический аспект неоплатонизма – общение с тонкими сущностями (которых неоплатоники называли богами); Прокл подверг ещё большей конкретизации, чем это было у Ямвлиха, плотиновское учение о Едином, Уме и Душе. То есть, они занимались в основном развитием и систематизацией идей, которые были высказаны основателем неоплатонизма. Триумф христианства ознаменовал конец античности, и в итоге неоплатонизм стал последним словом античной философской мысли.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Великие мистики прошлого
СообщениеДобавлено: 11 июн 2017 16:05 
Не в сети
Admin

Зарегистрирован: 28 май 2010 10:56
Сообщений: 299
ГНОСТИЦИЗМ ВАЛЕНТИНА



Гностических учителей и течений насчитывалось великое множество, и само по себе явление гностицизма является крайне сложным. Используя мотивы Ветхого Завета, мотивы учений раннего христианства, а также восточной мудрости, гностики предлагали иную, отличную от взглядов христианской церкви картину мира и понимание личности и миссии Иисуса Христа. Проводить реконструкцию гностицизма – непростая задача, т.к. существует большое количество самых разрозненных и противоречивых источников, многие из которых – сочинения оппонентов гностиков, отцов христианской церкви, которые, как мы понимаем, не могут служить полностью достоверными источниками относительно гностических учений. Вообще, вплоть до середины XX в. учения гностиков были известны в основном по трудам апологетов христианства, ибо христианская церковь нещадно боролась с гностицизмом, уничтожая любые его памятники. И лишь в 1945 году была открыта целая библиотека гностических текстов – она была обнаружена в большом глиняном сосуде, закопанном в поле близ Наг-Хаммади в Египте. К тому же известно, что в гностицизме принципиальной являлась установка на эзотеризм. Мы, со своей стороны, попытаемся лишь кратко изложить самые основные идеи гностицизма, которые были выражены в учении Валентина – одного из самых величайших учителей гностицизма, и которые разделяли большинство гностических школ.

О жизни этого мистика известно крайне мало. Предположительно, он жил во II веке н.э. Считается, что свои молодые годы Валентин провёл в Александрии. Его деятельность проходила в Риме, где в более ранний период своей жизни он был известен как христианский проповедник и теолог. Затем он отошёл от формировавшегося тогда церковного христианства и, собрав вокруг себя множество последователей, основал свою гностическую школу.

Как уже отмечалось выше, в гностицизме господствовала принципиальная установка на эзотеризм. Все люди делились Валентином на три следующих типа: соматики («плотские» люди, живущие лишь желаниями тела и чувственной сферой), психики (те люди, которые вместо подлинного мистического знания, гносиса, достигают лишь веры) и пневматики (духовные люди). Только последним из них может быть доступен гносис – истинное божественное знание.

Высшее Божество гностиков – Отец Нерождённый, Неизречённый, он есть первозданный мрак, что превыше всякого света. Как говорил Валентин, Божественный Отец явил себя в эонах, в своих эманациях, которые являются высочайшими духовными сущностями. Совокупность этих эонов образует плерому, которая означает божественную полноту. Как гласит гностическая мифология, один из божественных эонов, именуемого Валентином Софией, в порыве ослепляющей страсти устремляется к Отцу, что приводит к нарушению этой божественной гармонии. София отпадает от плеромы, вследствие чего начинается космогенезис, в результате которого появляется великое множество несовершенных миров, во главе каждого из которых стоит его архонт.

Как писала Е.П. Блаватская, иудейский Бог, имя которому среди гностиков было Ильдабаоф (сын тьмы), ассоциируется у них скорее со злом, нежели с добром. Для них он – низший архонт, и, как и все архонты, является сыном Софии Ахамот – низшей эманации Софии. Но Ильдабаоф вообразил себя высшим Богом и решил поработить человека властью своего закона. В некоторых гностических учениях даже грехопадение, изложенное в Ветхом Завете, трактуется как нечто благое: оно было совершено по вразумлению одного из божественных эонов, принявшего вид библейского змия и открывшего людям, которых Ильдабаоф хотел держать в детском неведении, гносис. В гностических школах, исповедовавших это учение, змий являлся символом божественной мудрости, самого гносиса. Данное деяние человека, осмелившегося пойти против воли Ильдабаофа, вызывает гнев у этого ложного божества, и он ввергает человека в самую бездну материи. Основная мысль гностических представлений об Ильдабаофе заключается в том, что следование религиозному закону никоим образом не освобождает человека, а лишь заключает разум в плен идей и догм, заставляя верить в «ложных богов». Только знание в отношении самого себя способно даровать человеку освобождение и возвращение к истинному Отцу.

Согласно Валентину, душа человека, являющаяся эманацией Софии, затерялась в чуждом материальном мире, она оказалась отгорожена сотнями миров от своей истинной родины – божественной плеромы. Обратившись к материи и желая познать телесные удовольствия, она попала в плен тела, позабыв свой божественный источник и впав в состояние амнезии, т.е. утраты подлинной идентичности. Она не помнит о своём духовном элементе (пневма), который тождественен божественному Абсолюту и который является её подлинной сущностью. Валентин называл это состояние погружением души в иллюзию. И если неведение души в отношении её подлинной идентичности – причина её порабощённости материей, то именно знание (гносис), которое означает, в первую очередь, знание своей истинной духовной природы, спасает душу – она прозревает в отношении самой себя, сливается со своей истинной природой и возвращается в лоно Божественного Отца. Данная доктрина сильно напоминает доктрину Веданты, где говорится, что человек находится в состоянии аджняны (невежества) в отношении Атмана (своей истинной природы, Высшего «Я»), в результате чего он живёт в майе (иллюзии). В противоположность аджняне, джняна (высшее знание, мудрость) дарует человеку освобождение: это знание Атмана (Атма-джняна), познав которого, человек освобождается от пут майи, осознаёт свою подлинную идентичность и переживает единство с полнотой Абсолюта (Брахманом).

В Евангелии Истины, авторство которого приписывается Валентину, тот, кто обладает знанием, т.е. гностик в истинном смысле этого слова, сравнивается с человеком, который, проснувшись в похмелье, трезвеет и возвращается к самому себе. В связи с этим интересна гностическая притча известная как «Гимн о жемчужине», дошедшая до нас в апокрифических Деяниях Фомы. В этой истории принц отправляется в Египет, чтобы отыскать драгоценную жемчужину, которая находится посреди моря, обвитого змеем. Но оказавшись в Египте, принц попадает в плен, в плену ему дают отведать несколько блюд, и царственный наследник забывает кто он, откуда и зачем был послан. Тогда родители принца посылают ему письмо, где призывают его пробудиться, сбросить наваждение и, наконец, отыскать жемчужину, за которой он пришёл в Египет. Письмо чудесным образом доходит до него, принц его читает, и тут же пелена спадает с его разума. Он отправляется к морю, заклинает змея, находит жемчужину и возвращается в своё отечество. Эту гностическую притчу можно истолковать следующим образом: принц – это душа, которая, попав в материальный мир (Египет), оказалась в плену тела и, погрузившись в телесную жизнь, не ведает о своём божественном истоке и назначении; жемчужина, которую необходимо отыскать – это божественная природа, а змей, который обвивает собой море (т.е. ум) и не даёт подступиться к жемчужине – олицетворение привязанностей, эгоизма и всего того, что мешает стяжать божественность; письмо от родителей – это Учитель, напоминающий заблудшей душе о её подлинном назначении – поиске божественной природы внутри, слившись с которой (заполучив жемчужину), душа обретает, наконец, своё истинное отечество.

Чтобы достичь спасения, последователь гностицизма должен посвятить себя строжайшему аскетизму, который выступает как средство преодоления всех привязанностей и достижения бесстрастия по отношению ко всему в мире телесных форм. Подобно истинному адепту йоги, гностику следует идти путём разотождествления с телесным, что, в конечном итоге, приводит его к единению с его собственной духовной сущностью.

Основным источником своих доктрин гностики указывают эзотерические учения Иисуса Христа, которые он передал некоторым из своих ближайших учеников. Иисус Христос рассматривался гностиками как воплощение божественного эона, который был послан в наш низший материальный мир с целью спасения избранных душ через приобщение их к гносису. Е. П. Блаватская писала, что «Христос» у гностиков означал безличный принцип, тождественный Атману Вселенной и Атме человека; Иисус был тем, кто знал этого Христа внутри себя и наставлял других, как раскрыть это христовое начало в самом себе.

Гностицизм никогда не претендовал на роль соперника церкви, ибо мыслил себя не как массовое религиозное движение, а как эзотерическое учение для узкого круга, но церковь, заявляя претензии на обладание всей полнотой истины и абсолютный авторитет в вопросах веры, сразу объявила его ересью и приложила все свои силы, чтобы полностью искоренить гностическое движение. После своего расцвета во II и III в. гностицизм постепенно приходит упадок и исчезает как таковой.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Великие мистики прошлого
СообщениеДобавлено: 19 фев 2020 06:01 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
17 февраля 1600 года, ровно 420 лет назад, умер Джордано Бруно – итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт.

Джордано Бруно (на тот момент - Филиппо) родился в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 15 лет он поступил в монастырь Святого Доминика, и в 1565 году был пострижен в монахи с именем Джордано. В возрасте 24 лет Джордано стал католическим священником. С начала его священнической деятельности он навлекал на себя подозрения в ереси. В 1579 году он был зачислен в Женевский университет. В 1580 году Бруно переезжает в Тулузу, где получает ученый титул Magister atrium. Там он в течение почти двух лет читает лекции о книге Аристотеля «О душе» (лат. «De anima»). В 1581 году Бруно становится преподавателем Сорбоннского университета в Париже. В Париже он опубликовал свою работу по мнемонике «De umbris idearum», а также читает лекции по Раймунду Луллию. Он обретает покровительство от короля Генриха III Французского, которому посвящает сочинение «Ars memoriae». Король был поражен его памятью и знаниями. Споры со сторонниками Аристотеля принудили Бруно отправиться в Англию.

Прибыв в Англию, Бруно попытался (тщетно) стать профессором в Оксфорде, направив ректору послание, в котором писал о себе: «Филотео, что значит - Друг Бога, Джордано Бруно Ноланец, доктор самой изощренной теологии, профессор самой чистой и безвредной магии, известный в лучших академиях Европы, признанный и с почетом принимаемый философ, всюду у себя дома, кроме как у варваров и черни, пробудитель спящих душ, усмиритель наглого и упрямого невежества, провозвестник всеобщего человеколюбия, предпочитающий итальянское не более, нежели британское, скорее мужчина, чем женщина, в клобуке скорее, чем в короне, одетый скорее в тогу, чем облеченный в доспехи, в монашеском капюшоне скорее, чем без оного, нет человека с более мирными помыслами, более обходительного, более верного, более полезного; он не смотрит на помазание главы, на начертание креста на лбу, на омытые руки, на обрезание, но (коли человека можно познать по его лицу) на образованность ума и души. Он ненавистен распространителям глупости и лицемерам, но взыскан честными и усердными, и его гению самые знатные рукоплескали».

Бруно приходилось много путешествовать из-за горячей проповеди идей, которые находили мало поддержки среди ученых и творческих людей его времени. В 40 лет Бруно переехал в Прагу и сконцентрировался на сочинениях, посвященных магии, в частности он написал там «De magia naturali».

В 1591 году Бруно переезжает в Венецию, чтобы учить венецианского аристократа Джованни Мочениго искусству памяти. Однако их отношения испортились, и Мочениго написал на него донос венецианскому инквизитору.

По решению светского суда, 17 февраля 1600 года Бруно был сожжен в Риме на площади Цветов (итал. Campo dei Fiori). В 1603 году все произведения Бруно были занесены в Индекс запрещенных книг, и были в нем до 1948 года. 9 июня 1889 года в Риме открыли памятник на Площади Цветов, где его казнили через сожжение.

https://vk.com/id18738202?w=wall-10493459_2527


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Великие мистики прошлого
СообщениеДобавлено: 07 май 2020 15:24 
Не в сети
Участник

Зарегистрирован: 12 дек 2011 22:39
Сообщений: 31
8 мая - день "Белого Лотоса" - день Памяти Елены Петровны Блаватской, удивительной, таинственной личности, подарившей Миру Теософию, как Научную Религию Мудрости. Главные книги Е.П.Блаватской - "Тайная Доктрина","Раскрытая Изида", "Ключ к Теософии", "Голос Тишины", сотни статей послужили основой для формирования мирового теософского движения. Е.П.Блаватская была прямым публичным представителем Великого Белого Братства Адептов в последней четверти 19 столетия.Благодаря Е.П.Блаватской Мир заново узнал о Великих Учителях и Мистиках прошлого.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение Отправить email  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles