Семья — главная причина всех наших неврозов. Нам нужно понять психологическую структуру семьи, ее влияние на сознание человека.
Прежде всего, семья обусловливает принадлежность ребенка к определенной религиозной идеологии, политической догме, некоей философии, некоей теологии. Ребенок настолько наивен, впечатлителен и чувствителен, что его можно эксплуатировать. Он не может ответить отказом, он даже не подозревает о возможности отрицательного ответа; и, даже если бы он мог ответить отказом, он не сделал бы этого из-за полной зависимости от семьи, абсолютной зависимости. Он настолько беззащитен, что вынужден соглашаться с семьей независимо от того, с какой бессмыслицей семья заставляет его согласиться.
Семья не поддерживает стремление ребенка к познанию мира; она пичкает его верованиями, а эти верования ядовиты. Как только ум ребенка наполняется этими предрассудками, его стремление к познанию уродуется, парализуется, его крылья подрезаны. К тому времени, когда человек будет способен на поиск, он станет уже настолько обусловленным, что каждый свой исследовательский шаг он будет совершать с определенным предубеждением; а с предубеждением его поиск уже не будет истинным. Ты уже являешься носителем априорного мышления, ты просто ищешь доказательства правдивости своих подсознательных выводов. Ты уже не в состоянии открывать истины.
Вот почему в мире так мало будд: причина кроется в семье. Иначе каждый ребенок становился бы буддой; каждый ребенок появляется на свет с потенциалом достижения высшего сознания, открытия истины; жизнь его потенциально блаженна. Но семья разрушает все эти измерения, превращая их в абсолютно плоские.
Каждый ребенок рождается чрезвычайно разумным, но семья делает из него посредственность, ибо жить с разумным ребенком хлопотно. Он сомневается, он полон скептицизма, он задает вопросы, он не слушается, бунтует. А семье нужен послушный ребенок, который будет с готовностью следовать за старшими, имитировать. Следовательно, с самого начала семья разрушает семя разума, полностью сжигая его, чтобы не было никакой возможности появиться молодой поросли.
Это просто чудо, что таким людям, как Заратустра, Иисус, Лао-цзы, Будда, удалось не попасть под влияние социальной структуры общества, под влияние семейной обусловленности. Они кажутся нам вершинами сознания, но на самом деле каждый ребенок появляется на свет с подобными качествами, с тем же потенциалом.
Девяносто девять и девять десятых процента людей могли бы стать буддами, но для этого необходимо, чтобы исчезла семья. В противном случае в мире будут христиане, мусульмане, индуисты, джайны и буддисты, а не Будды, Махавиры или Мохаммеды — в противном случае это будет невозможно. Мохаммед восстал против своей семьи, Будда восстал против своей семьи, Иисус восстал против своей. Все эти люди — бунтовщики, а семья напрочь отвергает бунтарский дух.
Человечество переживает очень ответственный период. Необходимо определиться с выбором: либо мы живем по-старому, либо мы выбираем новый стиль жизни. Этого будет достаточно! Мы уже жили по-старому, по старым шаблонам, и убедились, что все они неэффективны. Пришла пора, пришло самое время вырваться из захвата прошлого и создать новую жизнь на земле.
(Philosophia Ultima)
Мне кажется, что коммуна — это наилучший выход из создавшегося положения.
Коммуна означает сообщество людей, живущих одной большой семьей. Дети принадлежат коммуне, они принадлежат всем. Нет личной собственности, нет личного эгоизма. Мужчина и женщина живут вместе потому, что им нравится жить вместе, они дорожат своими отношениями, радуются им. Как только они почувствуют, что любви между ними больше нет, они не станут цепляться друг за друга. Они попрощаются с огромной благодарностью друг другу и расстанутся большими друзьями. Они начнут жить с другими людьми. Единственная проблема прошлого заключалась в том, что никто не знал, как поступить с детьми.
В коммуне дети принадлежат всем, а это намного лучше. У них будет хорошая возможность жить с разными людьми. В семье же ребенок общается только с матерью. На долгие годы только мать и отец становятся для него единственными представителями человеческого рода. Естественно, ребенок начинает подражать им.
Дети становятся подражателями своих родителей и перенимают по наследству аналогичные взрослые болезни. Они становятся точными копиями своих родителей. Это просто губительно. У детей нет никакого выбора, ведь у них нет другого источника информации.
Если в коммуне живет сто человек, то в ней будет много мужчин и много женщин; ребенок не будет вынужден следовать одному, фиксированному, навязанному образу жизни. Он учится у отца, он учится у дяди, он учится у всех мужчин коммуны. У него будет более широкая душа.
Семьи подминают под себя детей, наделяя их очень мелкой душой. В коммуне у ребенка будет развитая душа; у него будет больше возможностей, его внутренний мир будет намного богаче. В коммуне он будет общаться со многими женщинами; у него будет не один образ женщины. Очень плохо иметь только один образ женщины, ибо всю свою жизнь ты всегда будешь искать свою мать. Будь осторожен, если влюбишься в какую-нибудь женщину! Существует большая вероятность, что ты нашел кого-то, очень похожего на твою мать, а этого как раз нужно избегать.
Каждый ребенок сердится на свою мать. Этого нельзя избежать, ведь матери нужно многое запрещать, мать должна говорить «нет». Даже хорошая мать должна изредка сказать «нет», должна ограничивать желания ребенка, отказывать ему в чем-то. Ребенок злится, он испытывает гнев. Он ненавидит мать, но он также и любит ее, ведь его выживание зависит от нее, мать — это источник жизни и энергии. Поэтому он одновременно и ненавидит, и любит мать.
И это становится правилом. Ты будешь любить и одновременно ненавидеть одну и ту же женщину. И у тебя нет никакого выбора. Ты всегда подсознательно будешь искать свою мать. То же самое происходит и с женщинами, они всегда ищут в другом человеке своего отца. Вся их жизнь сводится к поиску отца в качестве мужа.
В коммуне же отец не является единственным человеком в мире; мир намного богаче. Но, даже если ты и найдешь мужчину — копию отца, ты все равно не будешь с ним счастлива. Счастье можно найти только с любимым человеком, а не с отцом. Если ты найдешь женщину — копию своей матери, ты не станешь с ней счастливым. Ты уже знаешь ее, тебе больше нечего открывать. Все уже знакомо, а то, что знакомо, вызывает скуку. Тебе нужно искать что-то новое, но у тебя нет никакого представления об этом.
В коммуне душа ребенка будет богаче. Он будет знаком со многими женщинами, он будет общаться со многими мужчинами, у него не будет пристрастия к своим родителям.
Семья порождает в человеке одержимость, а одержимость — враг человечества. Если твой отец ругается с кем-то, то ты всегда будешь на его стороне, независимо от того, прав он или нет. В народе говорят: «Может, моя страна и плохая, но это моя страна!» Поэтому также говорят: «Может, мой отец и плохой, но это мой отец. Это моя мать, и я должен быть с ней рядом». Иначе это будет предательством.
Семья учит ребенка несправедливости. Ты видишь, что твоя мать ссорится с соседкой; ты знаешь, что соседка права, но ты должен быть на стороне матери. Вот так познаются несправедливости жизни.
В коммуне ребенок не будет слишком привязан к одной семье, такой семьи просто не будет. Он будет более свободен, менее одержим. Он будет более справедлив. Он будет получать любовь отовсюду. Он будет чувствовать, что жизнь — это любовь.
Семья учит тебя некоему конфликту с обществом, с другими семьями. Семья требует монополии. Она просит тебя быть с ней и против всех остальных. Ты должен служить семье. Ты должен бороться от имени и во славу семьи. Семья учит тебя амбициям, конфликту, агрессии. В коммуне ты будешь менее агрессивным, мир не будет для тебя таким враждебным, ибо ты познал многих людей.
Вот что я собираюсь создать здесь — коммуну, где все дружат друг с другом. Даже муж и жена должны быть только друзьями. Их брак должен быть просто соглашением двух людей о том, что они живут вместе, ибо они счастливы вместе. Как только один из них почувствует, что счастье ушло, они расходятся. Нет никакой нужды в разводе. Нет брака — нет развода. Все живут непринужденно.
Когда живешь в несчастье, то постепенно привыкаешь к нему. Никогда, ни на секунду нельзя терпеть страдания. Возможно, в прошлом с этим человеком было хорошо, было весело, но если радости уже нет, то нужно покончить с такими отношениями. Нет необходимости злиться, становиться агрессивным, предъявлять претензии — чувству не прикажешь.
Любовь похожа на свежий ветер. Понимаешь… он появляется сам. Он либо есть, либо его нет. Потом он утихает. Когда ветра нет, то его нет.
Любовь — это тайна, ею нельзя манипулировать, Любовью нельзя манипулировать, любовь нельзя легализовать, любовь нельзя привить насильно — ни за что на свете. В коммуне люди будут жить вместе только потому, что им хорошо вместе, только по этой причине. Когда радость совместного проживания проходит, они расстаются. Может, это печально, но им нужно расстаться. Может, ностальгия по прошлому все еще не покидает их, но им необходимо расстаться. Они осознают, что не должны жить в несчастье, иначе страдания превратятся в привычку. Они расстаются с тяжелым сердцем, но без обид. Они будут искать других партнеров.
В будущем не будет таких браков, как это было в прошлом, не будет и разводов, как в прошлом. Жизнь станет более живой, будет больше доверия. Будет больше доверия к тайнам жизни, чем к ясности закона, больше доверия к самой жизни, чем к чему бы то ни было — к суду, полиции, священнику, церкви.
Дети должны принадлежать всем, они не должны носить значки принадлежности к своим семьям. Они будут принадлежать коммуне, коммуна позаботится о них.
Это станет самым революционным шагом в истории человечества: люди начнут жить в коммунах, станут правдивыми, честными, доверчивыми, и постепенно они откажутся от диктата закона.
|