Часть 2. Жизнь, вдохновленная Великими Учителями
(источник: Э.Вандерхилл. Мистики XX века. М. 1996)
Фамилия «Рерих» имеет древнескандинавское происхождение и в переводе означает «богатый славой». Жизнь Николая Константиновича Рериха действительно была богата славой. Еще при жизни этого выдающегося мыслителя и художника, ученого и путешественника, писателя и общественного деятеля окружали легенды. Поражала его фантастическая работоспособность (Рерих написал несколько тысяч картин, не считая рисунков и набросков); масштаб его экспедиций, включая переход через Алтай, Тибет и Гималаи; его ученость и эрудиция. Суеверные тибетцы считали, что Рерих умеет ходить по воде, как по суше; что пули не могут причинить ему вреда; что он в дружбе с самим таинственным Духом Гор. Легендами окружен и его дом в Гималаях, над которым, как говорят, по ночам иногда появляются блуждающие огни.
Удивителен и жизненный путь Рериха – прямой, как стрела, как будто он с самого детства знал, что ему предначертано совершить. Он родился в Санкт-Петербурге в семье преуспевающего нотариуса; повинуясь воле отца, получил юридическое образование, однако ни единого дня не работал юристом. Уже в студенческие годы он серьезно занимался историей, этнографией, философией и, главное, живописью. Первая его картина, выставленная в Петербурге, была куплена знаменитым коллекционером Третьяковым, основателем Третьяковской галереи, и высоко оценена Львом Толстым. Несмотря на это, отец не одобрял его занятий, желая видеть в нем продолжателя своего дела. И в 1897 году Рерих ушел от родителей.
Его основным занятием стала этнография. Он много путешествовал по северным деревням России, исследуя народный быт; серьезно изучал труды специалистов по востоковедению и славяноведению. На почве этих занятий он близко познакомился с директором Российского археологического общества князем Путятиным, а племянница Путятина – Елена Шапошникова – вскоре стала его женой. Она разделила с ним все трудности жизни, участвовала во всех его походах и стала соавтором «Живой Этики»…
И Елена, и Николай Рерихи еще в молодости увлеклись теософией и довольно долго оставались верными этому увлечению. Елена Рерих перевела на русский язык «Тайную Доктрину» – многотомный труд Е.П.Блаватской. Однако в постижении истины они двигались самостоятельным путем, практически не связанным с путями Теософского общества. 24 марта 1920 года в Лондоне они впервые повстречались с Махатмой. Беседа с Ним дала толчок к написанию книги, названной его именем: «Листы сада Мории». Это была первая книга «Живой этики».
В буквальном переводе с хинди «махатма» означает «великая душа». Считается, что все Махатмы … связаны с Шамбалой – центром эзотерической мудрости, укрытом в Гималаях…
…Рерихи всегда отказывались считать себя авторами «Живой Этики» и всячески подчеркивали свои контакты с Махатмами. В 1926 году, отправляясь в Россию, они оформили официальные документы как специальные представители Махатм, выполняющие их поручение… Николай Рерих передал большевистскому правительству письмо от Махатм (одобрявшее действия большевиков и, очевидно, послужившее причиной окончательного разрыва Рерихов с Теософским обществом). И все книги «Живой Этики» построены, главным образом, в форме бесед учителя с учеником, либо в форме обращений учителя к ученикам.
Первая книга – «Листы сада Мории» – вышла в 1924-25 гг. Она состояла из двух частей – «Зов» и «Озарение». Это было своеобразное предисловие к духовно-нравственному учению Махатм Востока. Постулаты учения, опирающегося на многовековую мудрость всего человечества, даны здесь в сжатом, концентрированном виде, уложены в поэтическую форму. Местами текст напоминает молитву, местами – притчу. Но чаще всего – это короткие, энергичные афоризмы: «Спросят – как перейти жизнь? Отвечайте – как по струне бездну – Красиво, бережно и стремительно».
Название «Зов» носило символический смысл. Рерихи имели в виду зов нового времени, обращенный к тем, кто томится духовной жаждой и уже осознал, что его мышление и жизнь нуждаются в обновлении. «В новую страну – Моя первая весть», – такими словами открывается эта книга. Идея противоборства нового и старого миров остается центральной для всех книг «Живой Этики»: «Именно делите мир не по северу и югу, не по западу и востоку, но всюду различайте старый мир от нового. Старый мир ютится во всех частях света, также новый нарождается вне границ и условий. Старый и новый мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках».
Рерихи считают, что битва Света и Тьмы отнюдь не проста. Она принимает самые необычные формы и зачастую идет незримо для человеческих глаз: «Дети мои, вы не замечаете, какая битва идет вокруг вас, Темные силы тайно и явно сражаются. Дух ваш, как плотину, срывает волнами. Но не бойся, сердце, ты победишь!» … «Щит и копье! Господь благословил воинов. Все придет – сумерки кончатся. Разве не видите – сознание космоса в конвульсии! Ибо мы знаем ход битвы, не может измениться план Создателя. Из Начала боролись темные, из Начал Мы побеждаем». … Краеугольным камнем «Живой Этики» является мысль о всеобщей Любви, как основе гармоничного развития Мира, берущая свои истоки в христианстве и учении Рамакришны. Это любовь к Богу, и она должна быть божественно велика, божественно самоотверженна и всепрощающа. Но Бог – во всем, что нас окружает: «Когда капля дождя стучится в окно – Это Мой знак! Когда птица трепещет – это Мой знак! Когда листья несутся вихрем – это Мой знак!»
Как же поступать человеку в этом мире, … чем заниматься, каким воспитывать свой дух, … как стать воином Света? Ответы на этот вопрос можно найти буквально на каждой странице книг «Живой Этики». «Напомним о свойствах, совершенно недопустимых в Общине: невежество, страх, ложь, лицемерие, своекорыстие, присвоение, пьянство, курение и сквернословие»…
И главное воплощение Бога на земле – человек, поэтому каждый человек заслуживает любви. Ведь «жестокостью не стучатся к посвящению», «желая другим зла, сами угасают», но «когда волшебный цветок ласки на земле расцветает, тогда новая звезда зажигается в Беспредельности». «Любите друг друга. Я пошлю вам чистые мысли. Упрочу ваше желание усовершенствоваться. Люблю неправых в жизни излечить любовью. Рамакришна говорит: люби, остальное приложится». … «Не делайте врагов – завет всем. Знайте врагов, берегитесь от них, пресекайте их действия, но злобу не имейте. И если враг ваш добровольно придет под крышу вашу, согрейте его, ибо велика крыша ваша, и вновь пришедший не займет ваше место». … Другая черта этой любви – жертвенность. «Жертва, жертва, жертва, после – получение, и после – торжество духа», - утверждает «Живая Этика», рекомендуя отказаться от роскоши и многих привычек и посвятить свою жизнь труду ради дела Света. Только таким путем можно достичь сокровенного знания.
…Согласно «Живой Этике», все человеческие чувства и мысли порождают резонанс в тонком мире, стократно и тысячекратно усиливаются и передаются посредством психической энергии во все уголки Вселенной. Отсюда призыв Махатмы к вступающему на путь Йоги ученику: «Радуйтесь, радуйтесь, радуйтесь! Ибо Бог должен знать мудрость радости. Завет Благословенного хранить радость духа. Кто ощущает присутствие духа, тот уже радуется, зная свою беспредельность».
Такого рода высказывания способны навести на мысль о том, что «Живая Этика» – не мистическое учение, а, скорее, образец некоей социально-нравственной метафизики. Однако Рерихи утверждали, что их книги содержат в себе синтез эзотерической информации и позитивного нравственного опыта всех древних и ныне существующих религий.
Идея о необходимости такого синтеза – принадлежность теософии и некоторых других синкретических учений прошлого века. Так, Рамакришна, великий индийский мудрец XIX века, утверждал, что все религии абсолютно едины, и разделяет их лишь внешняя атрибутика. «Я учу вас сложности простого учения Рамакришны», - говорится в книге «Зов».
Христос, Будда, Аум, Абсолют – вот лишь некоторые имена, которыми Рерихи называют своего Бога. Такое смелое смешение разнородных понятий тоже является неотъемлемым свойством теософского подхода к материалу. Очевидно, что методы Блаватской и Безант как-то оправдывали себя в XIX веке; но в наши дни их применение выглядит скорее недостатком, чем достоинством учения Рерихов.
В 1929 году увидела свет одна из главных книг «Живой Этики» - «Агни Йога»… За ней последовали другие книги, названия которых говорили сами за себя: «Беспредельность» (1930), «Иерархия» (1931), «Сердце» (1932), «Мир огненный» (1933-35), «Аум» (1936), «Братство» (1937) и последняя, неопубликованная в те годы, книга «Надземное».
Внимательный читатель не сможет не заметить очевидного различия в стилистике разных книг «Живой Этики». Так, книга «Листы сада Мори» написана художественной прозой, местами переходящей в белые стихи, которые явно перекликаются с поэтическими медитациями из сборника стихотворений Николая Рериха «Цветы Мори». Они похожи даже речевыми оборотами и интонационным рисунком. Так, образ ловца присутствует в обеих книгах и несет одну и ту же смысловую нагрузку: стать ловцом человеческих душ призывает Учитель своего ученика. Все это неоспоримо свидетельствует о том, что степень участия Николая Рериха в работе над этой книгой была определяющей.
Позднее положение дел меняется. Принцип подачи материала становится другим. Текст разбивается на параграфы, каждый из которых представляет собой сжатый или развернутый ответ на тот или иной вопрос, рассуждение медитативного плана на ту или иную тему. Обращение Учителя к своему постоянному собеседнику не оставляет сомнения, что этим собеседником стала Елена Рерих. Книгу «Агни Йога» завершает следующее обращение: «Я дал огненный камень той, которая по решению нашему будет именоваться матерью Агни Йоги, ибо она предоставила себя на испытание пространственному Огню».
Тексты всех книг Агни Йоги базируются на духовно-философских понятиях Востока и поэтому представляют для западного читателя целый ряд трудностей. Людям, воспитанным в иной традиции, трудно, например, охватить сразу во всей полноте понятие Божественного Учителя. Оно олицетворяет и творческое начало всего мироздания, и высшее «я» самого человека. Западный человек воспринимает учителей иначе, поскольку привык считать свои достижения результатом своих же собственных усилий. Такая точка зрения неприемлема для «Живой Этики», исходящей из незыблемости иерархического строения мироздания, где высшее начало неизменно руководит низшим, а простые формы жизни получают помощь от более сложных и утонченных.
По мнению Рерихов, этому закону подчинена вся Вселенная, и человек тоже не является из него исключением… «Дети. Действие, действие, действие. Мысли о благе подымают к вибрации души Учителя. Помни, душа Учителя – ваш дом. Не забудь Его в стремлении ко благу. Во имя человечества. Говорю, ваш Учитель всегда у дверей ваших, но оставьте двери Открытыми. Ожидайте Его, и Он ответит на зов ваш, Так же, как цветок отвечает зову утреннего Солнца. Во имя Мое иди в жизни и победишь Тьму. Дождевая туча не омочит вас, и палящее солнце не причинит вам страдания. Ибо Я ваш Заступник, и Друг, и Отец. Дети, дети, дорогие дети».
Еще труднее, может быть, западному человеку принять и разделить мысль о реальности реинкарнации, т.е. допустить возможность того, что человек живет не один, а много раз, пытаясь от воплощения к воплощению повышать уровень своего сознания. А ведь на этой концепции основывается если не все, то почти все философские школы Востока, и учение Агни Йоги здесь не исключение.
…В Агни Йоге есть такое категорическое утверждение: «Мы не знаем лживых легенд». Сказанное в полной мере относится и к Шамбале, «этому краеугольному понятию Азии», по словам Н.К.Рериха. Шамбала – буддийский термин, перекочевавший на страницы наших книг. Но рассказы о некоей заповедной стране, где живут святые и мудрецы, распространены издавна и повсеместно, и Европа не является здесь исключением.
«Живая Этика» расширяет наше представление о Шамбале… Информация о стране Махатм в книгах «Живой Этики» весьма обширна, хотя и мозаична. Иногда она дается в форме предложений и намеков. «Почему же трудно принять, что группа, получившая знание путем упорного труда, может объединиться во имя общего блага? Опытное знание помогло найти удобное место, где токи позволяют легче сообщаться в разных направлениях».
Это место – пункт, где осуществляется своеобразная стыковка Земли с Космосом, где, по словам Агни Йоги, «земной мир соприкасается с Высшим Сознанием». Иными словами, Шамбала – это духовный центр планеты, в силу определенных причин надежно сокрытый от вторжения непосвященных.
Чисто физические пути достижения заповедных границ Рерихи отвергают. «Будьте уверены, что можно обыскать все ущелья, но непрошенный гость путь не найдет». Снега Гималаев встанут непреодолимой преградой не только для праздного туриста, но и для исследователя, преследующего сугубо научные цели. Однако те же самые снега Гималаев, как сказано в «Зове», «не препятствие для ищущих в правде».
Известно (хотя и не из слишком достоверных источников), что трансгималайсткая экспедиция в составе Николая, Елены и Юрия Рерихов в 1923-1928 гг. пыталась проникнуть в Шамбалу и получить от Махатм частицу сокровенных знаний…
Более достоверны сведения о том, что экспедиция посетила более ста тибетских святилищ и монастырей, где собрала огромное количество древних сказаний и легенд, преодолела 35 высокогорных перевалов, величайший из которых, Дангла, считался неприступным, и привезла бесценные коллекции минералов и растений, средств тибетской народной медицины и лекарственных трав. Количество собранного материала было так велико, что для его изучения в 1928 году был создан специальный институт «Урусвати», возглавленный старшим сыном Рерихов, Юрием.
Из книг «Живой Этики», художественных произведений и дневниковых записей всех членов семьи Рерихов ясно видно, сколь много значения они придавали тому, чтобы понять, каким образом силы природы воздействуют на человека. … «Даже непродолжительное общение с ней [природой] облагораживает и освящает», - писал Николай Рерих, одним из первых выступая с идеей и необходимости сохранения природной среды в первозданном виде.
Но есть еще и другая среда – созданная руками и душами многих поколений историческая аура Земли. Она так же, как природа, одухотворена, так же неповторима и невосполнима в случае разрушения. За ее сохранение Николай Рерих боролся всю свою жизнь. Однако только в 1935 году «Пакт Рериха» подписали руководители государств Американского континента.
Таким образом, метафизика «Живой Этики» - это далеко не единственный след, оставленный Рерихами в истории человеческой культуры. Они заявили о себе во многих областях науки и искусства. … Для многих людей, как в России, так и во всем мире, творчество Рерихов стало своего рода мистическим мостом между Индией и Европой. Они создали превосходное введение в духовную культуру Востока, которое передает не столько мертвую букву, сколько сам живой дух восточной мудрости. Более того, отразили в своих произведениях основы этических принципов жизни Великих Учителей человечества.
|