немного на эту тему из сети
http://www.psycenter.ru/index.php/Podro ... ostku.html
Итак, обида - это жалость к себе, соединенная с претензией к другому. Эта претензия, как правило, связана с ощущаемым недостатком внимания, уважения, доверия, с невозможностью получить от другого человека подтверждение собственной ценности и значимости. В чувстве обиды содержится не только жалость к себе, но и упрек в несправедливом отношении, адресованный другому человеку.
Первые обиды могут возникать уже в дошкольном возрасте – они появляются одновременно с потребностью в признании и уважении. Обижаясь на родителей или на сверстников, дети остро переживают ущемленность и «недостаточность» своего «Я» в ситуациях игнорирования (недостаточного внимания), проигрыша, отказа в чем-то важном и желанном, неуважительного отношения и даже в ситуациях чужого успеха и превосходства.
Поведение человека, переживающего обиду, часто демонстративно: он отворачивается, перестает разговаривать, уходит в сторону. Он как будто говорит всем своим видом: «Это из-за тебя я так страдаю!». Вызывая чувство вины у партнера по взаимодействию, обиженный ребенок рассчитывает всё-таки получить желаемое – хотя бы с помощью таких манипуляций.
Психологи1 советуют различать адекватные и неадекватные поводы для проявления и переживания обиды.
Адекватным считается повод, когда имеет место сознательное отвержение или неуважение партнера по общению.
Неадекватным для проявления обиды является повод, когда ребенок приписывает другим неуважительное отношение к себе. В этом случае человек реагирует не на реальное отношение окружающих, а на свои собственные неоправданные ожидания, то есть видит то, чего на самом деле нет.
Некоторые люди слишком часто усматривают в поступках окружающих признаки пренебрежения и неуважения к себе, и со временем повышенная склонность к обидчивости становится устойчивой деструктивной чертой их личности.
Проблема обидчивости и ее преодоления особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Именно в этот период повышается чувствительность к мнению, отношению и оценкам окружающих; особенно чувствительны подростки к негативным оценкам, представляющим угрозу для складывающегося «образа себя».
Основная проблема обидчивых детей и подростков заключается в восприятии окружающих как источника отрицательного, пренебрежительного отношения к ним.
Та часть самооценки, которую специалисты называют «Я глазами других людей», оказывается у таких детей и подростков сильно искаженной: они считают, что окружающие (особенно сверстники) оценивают их незаслуженно отрицательно.
Попадая в конфликтную ситуацию, обидчивые дети и подростки не пытаются разрешить ее, а словно «застревают» в ссоре, осуждениях, обвинениях и самооправданиях. Однако чувство «недооцененности» является всего лишь результатом их собственных представлений: исследования показывают, что даже чрезмерно обидчивые дети, несмотря на их конфликтность, не являются в коллективе непопулярными или отвергаемыми.
Таким образом, в основе повышенной обидчивости лежит напряженно-болезненное отношение ребенка к себе и противоречивая самооценка вкупе с острой и ненасыщаемой потребностью в признании и уважении. Обидчивый ребенок (подросток) постоянно смотрит на себя недоброжелательными глазами других людей, что порождает неизбежные проблемы в межличностных отношениях.
Обидчивость, как правило, сочетается с такими личностными характеристиками как инфантильность, эгоцентризм, конфликтность и агрессивность, склонность к переживанию чувства вины.
Научная справка.
Психоанализ: обида – проявление тревожности у личности, охваченной страхом, любовью и чувством вины. Обидчивость – следствие внутреннего конфликта, связанного с желанием полагаться на других и невозможностью это сделать из-за чувства глобального недоверия, ожидания обмана и неприятностей.
Трансактный анализ: обида – форма детского поведения, связанная с тревогой, страхом, беспомощностью и неуверенностью. В последующем обида может стать «излюбленным» чувством, с помощью которого человек пытается управлять и манипулировать другими людьми, вызывая у обидчика чувство вины и получая таким образом «психологический выигрыш».
Современные научные представления: обида - отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения партнеров по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость. Обидчивость - свойство личности, характеризуемое склонностью к частому переживанию чувства обиды.
Преодолеть собственную обидчивость (или помочь часто обижающемуся подростку) – непростая задача.
Взрослым, имеющим дело с обидчивыми подростками, можно посоветовать по возможности избегать оценок и сравнений. Это необходимо для того, чтобы преодолеть свойственное обидчивым людям восприятие других людей не как равных партнеров, а как конкурентов, соперников и потенциальных обидчиков. В тоже время необходимо демонстрировать уважение и доброжелательность вне зависимости от успехов и достижений. Тогда ребенок (подросток) будет избавлен от необходимости постоянно самоутверждаться и доказывать свое превосходство.
Важно также показать ребенку, что оценка и отношение к нему других людей не могут являться единственной основой его самооценки. Ведь на самом деле окружающие люди вовсе не сосредоточены на его персоне и не имеют основной целью задеть его самолюбие. Другие люди существуют в мире своих интересов, желаний и дел. Надо постараться отвлечь ребенка от мыслей о себе и об отношении к нему окружающих, переключать его на другие занятия, учить получать удовольствие не только от результата и оценки его деятельности, но и от самого процесса игры, творчества, обучения – особенно совместного.
Такие занятия дают возможность обидчивому ребенку видеть в сверстниках друзей и партнеров, помогают научиться не только обижаться, но и сочувствовать, сопереживать, умение радоваться чужим успехам, быть внимательным к другим людям – их настроению и поведению. На серьезном психологическом языке это называется «формирование эмоциональной децентрации, снижение агрессивности, развитие чувства собственного достоинства и умение адекватно взаимодействовать с окружающими».
Чем раньше взрослый распознает повышенную обидчивость у ребенка и поможет ее преодолеть, тем благоприятнее прогноз на будущее. Дети постарше и подростки могут сами приложить усилия к преодолению своей обидчивости.
Например, обидчивому подростку (или даже взрослому) можно рекомендовать завести «Журнал обид». Там следует описывать ситуации, которые приводят к переживанию обиды (например, Маша забыла принести мне обещанный интересный фильм). Далее предлагается определить, какие несбывшиеся ожидания привели к переживанию обиды (если бы Маша ко мне хорошо относилась, она никогда не забыла бы свое обещание). Третий шаг – поиск ошибки в ожиданиях (Маша ко мне хорошо относится, однако что-то помешало ей выполнить обещание). Четвертый шаг – поиск решения (Я позвоню Маше вечером и напомню ей про фильм).
Важно не мстить обидчику и не пытаться с помощью манипуляций заставить его изменить свое отношение и поведение. В первую очередь следует менять собственные реакции. Если же действия обидчика действительно являются оскорбительными, лучше прямо сообщить о своих чувствах и попробовать конструктивно разрешить назревающий конфликт.
Целенаправленная работа над собой по преодолению обидчивости может принести хорошие результаты: повысится настроение и самооценка, улучшатся отношения с другими людьми, появится возможность получать удовольствие от общения и разнообразных интересных занятий.