В Письмах Махатм значительное внимание уделяется теме ученичества и садханы. Вот некоторые из их высказываний:
" Быть чела, взятым на испытание в качестве послушника, – легко. Стать принятым чела – это значит подвергнуться всем страданиям и неприятностям, то есть всем испытаниям «послушничества». Жизнь в ее обычном течении не состоит сплошь из испытаний и психических страданий, жизнь же челы, который добровольно жертвует собой, является длительным жертвоприношением. Тот, кто хотел бы в будущем преуспеть в руководстве событиями своей жизни здесь, на Земле, и по ту сторону, должен, прежде всего, подчинить себя контролю со стороны Учителя, а также одержать верх над всеми физическими и психическими болями и скорбями".
"...ни один Теософ не должен порицать брата, будь то в обществе или за его пределами, осуждать поступки или изобличать его, иначе при этом он теряет право называться Теософом. Отвращайте каждый раз глаза от несовершенств ваших близких и лучше сосредоточивайте свое внимание на своих собственных недостатках с тем, чтобы устранить их и стать мудрее.... Не выявляйте несоответствия между тем, что ожидают от человека, и тем, чем он есть на самом деле, но кто бы он ни был, брат или сосед, помогайте ему следовать суровым путем жизни.."
" Не разрешайте себе недостойных сравнений между выполненной вами работой и работой, не законченной вашим соседом и братом на поприще Теософии, потому что никому не предлагается выполоть больший участок земли, чем это могут позволить его силы и способности.... Не будьте слишком суровы к заслугам и проступкам того, кто просит вступить в ваши ряды, так как истина, касающаяся подлинного состояния внутреннего человека, не может быть известна никому и быть предметом справедливых обсуждений, кроме самой КАРМЫ. Вы Свободные Труженики в Сфере Истины и, как таковые, не должны чинить никаких препятствий на путях, которые ведут туда. ....Мы обязаны ориентироваться по уровню ваших успехов и неудач, последние будут представлять собой преграды, возведенные вашими собственными руками между вами самими и теми, кого вы просили быть вашими учителями. Чем ближе вы будете подходить к избранной вами цели, тем короче будет становиться расстояние между учеником и Учителем".
"Пока человек не развил в себе совершенного чувства справедливости, ему предпочтительнее ошибаться вследствие избытка снисходительности, чем совершать малейшую несправедливость".
"Бойтесь, чтобы неосторожно данные обещания не обернулись против вас и не стали, таким образом, вашим самым большим наказанием. Будьте правдивы, искренни и преданны. Трудитесь для дела, и наши благословения всегда будут с вами".
"Не вполне достаточно подавать пример чистой, добродетельной жизни и терпимости — ведь это есть негативная добродетель и она никогда не будет удовлетворять требованиям ученичества. Вам следует знать, что вы можете обучать других овладевать духовными знаниями и силой, чтобы слабый мог положиться на вас, а жертвы, страдающие от невежества, могли бы узнать от вас причину своей боли и лекарство от нее.
"Ученичество - это период воспитания и обучения, а также испытания, и чела сам может определить, закончится ли он адептством или провалом. Чела, имея обычно ошибочное представление о нашей системе, слишком часто выжидают и ждут приказов, теряя ценное время, которое могло бы быть заполнено личными усилиями и увенчаться достижением. Наше дело нуждается в миссионерах, энтузиастах,посредниках, даже, пожалуй, в мучениках. Но оно не может требовать от любого человека сделаться таковым".
"Процесс самоочищения не есть труд одного момента или нескольких месяцев, а труд многих лет - он может растянуться на целый ряд жизней. Чем позже человек начинает жить высшей жизнью, тем дольше должен быть испытательный срок, ибо ему приходится уничтожать итог длинной череды прожитых лет, потраченных впустую на предметы, диаметрально противоположные истинной цели. Чем энергичнее усилия и ярче результаты его работы, тем ближе он подходит к Порогу. Если его стремление искреннее - устойчивая уверенность и ни одного мгновения сентиментального показного блеска - он переносит от одного тела к другому решимость, которая, в конце концов, приведет его к достижению своих желаний".
"Тот, кто ради достойного дела уменьшает себя в своих собственных глазах, несмотря на признанный всеми ходячий кодекс чести, в один прекрасный день может узнать, что он таким образом достиг своих возвышенных желаний. Эгоизм и недостаток самопожертвования являются величайшими препятствиями на пути адептства".
Чистота земной любви очищает человека и готовит его к пониманию Любви Божественной. Ни один смертный человек, обладающий воображением, не мог бы представить себе божество иначе, как в близкой ему форме. Чтобы подготовиться к познанию Бесконечного#, надо сначала понять конечное. Идеал Духовного может сформироваться в человеке только благодаря воображению; оно есть тропинка, по которой нужно идти, и первая дверь к восприятиям и впечатлениям земной Атмы.
Не вздыхайте по Ученичеству, не гонитесь за тем, опасности и лишения чего неизвестны вам. Поистине, много есть чел, предлагающих нам себя; и столько же провалившихся в этом году, сколько было принято на испытание. Ученичество снимает покрывало, обнажая внутреннего человека, и извлекает наружу как дремлющие добродетели, так и дремлющие, скрытые пороки. Латентные пороки порождают активные грехи и часто за ними следует умопомешательство.
|