Интервью Игоря Ковалева о Колобках.
В сентябре 2018-го Евгений Михайлов специально для нашей группы взял интервью у Игоря Ковалева, соавтора культового рисованного мультфильма «Следствие ведут Колобки».
– Как началось создание мультфильма «Следствие ведут Колобки»?
– Был уже… Я не помню, какой был год. Кажется, 84-й, наверно. Тогда мы уже с Успенским были прекрасно знакомы, уже была сделана «Пластилиновая ворона» по его стихам, мы очень дружили. И Успенский нас стал забрасывать сценариями. И всё как-то было не очень интересно. Потом он приносит сценарий под названием «Следствие ведут Колобки», где были два кругленьких Колобка, настоящих. Они следователи. И был такой «иностранный гость» по имени Карбофос и он украл слона. Это уже было всё в сценарии.
– Этот сценарий полностью лёг в мультфильм или как-то ещё перерабатывался?
– Осталось только процентов 20 того, что придумал Успенский. А всё остальное мы придумали вдвоём с Сашей Татарским. Успенский нам сказал: «Детектив. Детективная история». Мы сказали, переглянувшись друг на друга, «О! Это пойдёт!» Всё! Он принёс сценарий, мы его переработали. Сказали ему, что чуть-чуть переработали, на самом деле переделали очень много. А ему показали версию, которая отличалась всего лишь на процентов 20 от его сценария, не больше. На что он сказал: «Я не могу сказать, что это лучше, чем у меня, но я вам доверяю, делайте что хотите». А когда мы начали делать, на самом деле мы поменяли очень-очень много.
И вот те персонажи, которых Вы видели в фильме «Следствие ведут Колобки», это была их самая первая версия. Я потом рисовал ещё другие варианты, но и Саше, и мне они меньше нравились.
– Как рождался сам образ братьев Колобков?
– Очень просто! Это я помню наизусть, как будто бы это было вчера! Когда был готов сценарий, я сел за стол. Рисовал всегда я, Саша Татарский вообще не рисовал. И вот те персонажи, которых Вы видели в фильме «Следствие ведут Колобки», это была их самая первая версия. Я просто сел и рисовал, стал шутить. Я прекрасно понимал, что должны быть Колобки, кругленькие.
А Сашка говорил: «Слушай, давай их очеловечим, ну чуть-чуть. Шапочки какие-нибудь там сделаем, пусть они не катаются, а бегают на ножках и так далее». А я нарисовал эти два персонажа. Саша, когда увидел, сказал «Всё, не отдам!» Потому что первую версию я всегда выбрасывал. Я никогда не оставлял, Саша всегда спасал мои рисунки. Потому что мне первый вариант никогда не нравился. Или я дарил, или я просто рвал и выбрасывал. А Татарский выхватил и сказал: «Всё! Это гениально!» Я говорю:
– Я согласен, что это смешно, да, но какие это Колобки?!
– Всё! Нормально.
И мы показали Успенскому этих персонажей. Я Вам скажу сейчас дословно, что сказал он: «Игорь! Ты что, о<слон>ел?! Какие же это Колобки?! Это какие-то старые евреи, у которых вместо носа <слон>!»
И на второй день мы увиделись с Успенским. Я не помню, или он пришёл к нам в группу, или мы где-то там в коридорах… И мы показали ему этих персонажей. Я Вам скажу сейчас дословно, что сказал он: «Игорь! Ты что, о<слон>ел?! Какие же это Колобки?! Это какие-то старые евреи, у которых вместо носа <слон>!» Вот так сказал Успенский. Он сказал: «Я категорически против! Это должны быть Колобки!» Мы стали его уговаривать. Он, как всегда: «Ай, – махнул рукой, – делайте, что хотите!»
Вот так появились Колобки. Я потом рисовал ещё другие варианты, но и Саше, и мне они меньше нравились. Я только боялся, что как бы фильм для детей, а они такие вот зубастые, с таким носом... Вот это меня очень тревожило. Но, как видите, всё прошло.
– У Успенского в книге главными героями были Колобок и Булочкин. А в том сценарии, что он вам принёс, были уже Колобки?
– У них были какие-то имена, да, но я их не помню. Из-за того, что мы с Сашей долго переделывали сценарий, была такая мозговая атака. У них имён нет. Они в фильме просто Шеф и Коллега.
– Вы до Колобков работали ещё над фильмом про профессора Чайникова, у него был такой же плащ и шарф, как у Коллеги. Может быть, это как-то ещё повлияло на его образ?
– Ну, Вы понимаете, художник же от себя не уйдёт далеко. Был такой период, в который я рисовал персонажей с шарфом. У меня тогда было влияние такого чешского художника – Адольфа Борна. И другого художника, киевского, Радны Сахалтуева. Это человек, который был художником-постановщиком на «Капитане Врунгеле», на «Острове сокровищ» и «Доктор Айболит» Давида Черкасского. Сразу, как только я увидел его работы, в Киеве ещё, очень давно. И таких персонажей, с шарфом, у него очень много! В 71-м или 72-м году вышел фильм Давида Черкасского и Радны Сахалтуева, который назывался «Вокруг света поневоле».
Если Вы увидите персонаж из «Вокруг света поневоле», то сразу поймёте «откуда растут руки» «Следствие ведут Колобки». Оказал очень большое влияние на меня! Просто этот фильм был неизвестный, а «Колобки» стали известными, и все думают, что это такой оригинальный персонаж. На самом деле, я не художник и никогда не умел рисовать. Но всегда это делал.
– Голосом Шефа изначально должен был стать Леонид Броневой? Вы как-то на него ориентировались?
– Никак. Когда уже сделали половину анимации, стали думать, кто же будет озвучивать? Но из-за того, что там были пародийные фразы из «Семнадцати мгновений весны» – «А Вас я попрошу остаться!» – то невольно в голову пришёл, конечно, этот актёр.
– А я думал, что сначала взяли Броневого, а потом эти аналогии возникли.
– Нет, совершенно нет. И во второй серии «Следствие ведут Колобки» уже не Броневой озвучивал, потому что он отпал.
– Отпал?
– Во второй серии уже озвучивает не Броневой.
– ...А Михаил Евдокимов.
– Да. Пародист. Совершенно верно. Потому что Броневой сказал… С ним было очень трудно работать. Когда мы его записывали, мы чуть ли не поругались. Он сказал: «А я считаю, что дубль хорош!» Мы:
– А ещё сделать вариант?
– Нет. Вот этот, всё.
Поэтому нам не понравилось с ним работать, а ему с нами.
– А вот в цикле «Из личной жизни Братьев Пилотов» уже другие голоса…
– Совершенно другие. Вообще, они там изменились изобразительно тоже. Они другие, потому что это уже всё не я рисовал. Потому что я работал уже в Америке. Я уехал, и это Саша уже делал всё без меня.
– В мультфильме дом Колобков наполнен часами. И они постоянно их сверяют и следят за временем. Это просто шутка или за этим тоже стоит какой-то смысл?
– Нет, это было в сценарии. По сценарию было, что он [Шеф] всегда смотрел на часы, так как детектив, что надо что-то сделать в определённое время. Но так как он смотрел на часы, – это лежало на поверхности, – то в доме должно было быть у него очень много часов. Вот и всё.
На самом деле, я не художник и никогда не умел рисовать.
Но всегда это делал.
– Почему слон в мультфильме стал полосатый? Или он в сценарии уже был полосатый?
– Он в сценарии был полосатый. Уже были диалоги даже все расписаны до того, как я начал рисовать.
– То есть, это придумал Успенский?
– Я сейчас совершенно не помню, что было у Успенского, что мы переделали. Какие-то вещи – точно. Пуговицы, что он надел на руку, на пальцы, – этого у Успенского не было. С пуговицей – это придумал Саша Татарский, именно он.
– Слон в мультфильме, он серый или синий?
– Он серый задумывался.
– Но потом в следующих мультфильмах, «Из личной жизни»…
– Он стал более синим, совершенно верно.
– Что повлияло на образ Карбофоса? В мультфильме у него туристическая кепка и чёрные очки.
– Я тогда очень много рисовал персонажей с маленькими чёрными очками. А борода и усы такие, как у персонажа Чарли Чаплина. У него в ранних фильмах, ещё до 18-19 года, был такой персонаж, которого играл актёр Армстронг. И вот он был с такой раздвоенной большой бородой, с усами и нарисованными бровями. Я взял за основу этот персонаж и нарисовал Карбофоса.
– А табуретку у него за спиной кто придумал?
– Это придумал я. Потому что там было что-то такое: «Он сидел на табуретке…» А я подумал и сказал Сашке:
– Послушай, а давай мы сделаем, что у него, как рюкзак, была сзади табуретка? То есть, ему трудно ходить, и он садился сразу на эту табуретку, она всё время была с ним.
У Успенского этого нет.
– В сцене, где Карбофос в аэропорту, в очереди перед ним стоит капитан Врунгель. Кто придумал вставить эту отсылку?
– Это Саша придумал. Это его идея была, да.
– Как дань…
– …Давиду Черкасскому, нашему учителю и любимому режиссёру. На то время.
– Рассматривалась ли возможность выхода продолжения «Следствия» ещё на творческом объединении «Экран»?
– Нет. Совершенно нет. Потому что после «Экрана» мы сделали студию «Пилот» и ушли на «Пилот». Я на «Пилоте» проработал всего лишь три года до отъезда. И эта идея вообще не всплывала. Это потом, уже на «Пилоте», когда я уехал, Саша решил делать продолжение, но уже было всё без меня – «Братья Пилоты».
– «Следствие ведут Колобки» отсылает к названию известного сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи». Повлиял ли этот сериал на мультфильм?
– Нет, никак. И это название придумал Успенский.
– И вы его оставили.
– Да.
– Как удалось получить права на Братьев Пилотов? Известно, что Эдуард Успенский очень ревностно относился ко всем правам, связанным с его творчеством, особенно к мультфильмам.
– Они договорились с Сашей об этом. Уже к Пилотам Успенский никакого не имел отношения. И к изображению он тоже не имел никакого отношения. Потому что изображение принадлежало телевидению. А с телевидением Саша договорился, и поэтому в основу легли вот эти персонажи, которых я придумал. Но специально назвали «Братья Пилоты», а не «Колобки», потому что Успенский бы не позволил и большие деньги за это потребовал.
– И последний вопрос. Пересматриваете ли Вы свои мультфильмы?
– Нет, никогда. Мне кажется, всё это настолько устарело... И «Колобки», и «Пластилиновая ворона», и «Его жена курица», мои фильмы, которые без Саши я сделал… Я не могу это смотреть.
– Спасибо большое за эту возможность побеседовать с Вами, за Ваши ответы!
– Вам спасибо большое!
Рисунки Игоря Ковалева для нас.
https://vk.com/@pilot_brothers-intervu- ... o-kolobkah