FORUM-EVOLUTION.ru

Текущее время: 29 мар 2024 12:00

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 90 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 17 дек 2018 10:59 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Георгий Рерберг — лекция (1995). Лекция в Московской международной киношколе 16.01.1995 г.

phpBB [media]


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 20 дек 2018 13:07 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Почему никто не читает Гёте.
Интервью с филологом Ириной Лагутиной.
Гёте — один из самых признанных литераторов всех времен, однако живой читательский интерес к его наследию в наши дни большая редкость. При этом останки автора «Фауста» давно стали в Германии чем-то вроде святых мощей, у немцев крайне популярны гётевские цитатники, а в интернете по мотивам его произведений пишут фанфики. Почему сложилась такая ситуация и как читать Гёте сегодня: эти и многие другие вопросы мы обсудили с филологом Ириной Лагутиной.

Мне кажется, Гёте давно превратился в нечитаемого классика: все восхищаются его гением, но никого не интересуют его книги; кто-то вынужден проходить «Фауста» по программе, но, разумеется, не заглядывает дальше первой части. Так ли это, и если да, то когда сложилась такая ситуация и почему?

Гёте активно читали, когда он был еще совсем юным и принадлежал к направлению «Буря и натиск», немецкой версии европейского сентиментализма. Его первая, опубликованная в 1773 году драма на сюжет немецкой истории «Гёц фон Берлихинген», принесла ему прозвище «немецкий Шекспир». В ту пору Гёте было едва за двадцать.

Роман «Страдания юного Вертера» и первые лирические стихи открыли немцам совершенно новый язык, которым можно говорить о своих чувствах. Об этом забывают, но Гёте ввел в немецкую поэзию язык повседневности, язык реальных любовных переживаний (прежде подобного в Германии не было, да и в остальной Европе, в общем, тоже). Интонации, ритм, синтаксис — простые, разговорные. «Вертер» был жутко популярен и почти сразу переведен на несколько европейских языков — известный факт, что после его выхода началась волна самоубийств, так называемая вертеровская горячка, болезненная самоидентификация с героями книги. Во Франкфурт, где в это время Гёте совершал свою «литературную революцию», хлынул поток молодых людей, мечтающих познакомиться с гением. Веймарский герцог Карл Август, почти ровесник Гёте, с той же целью прибыл во Франкфурт — и судьба Гёте круто переменилась. Он переселяется в Веймар и до самой смерти пользуется покровительством герцогского дома, помогая Карлу Августу вести политические дела и участвуя в экономических преобразованиях небольшого государства.

Впрочем, первое место в немецкой литературе Гёте удерживал всегда. Правда, теперь вместо сумасбродного гениального юноши, собравшего вокруг себя таких же молодых бунтарей, готовых к «буре и натиску» и мечтающих снести все возможные границы, как литературные, так и социальные, мы видим олимпийца, который неизменно пользуется незыблемым авторитетом у современных поэтов — особенно в самом конце XVIII века, когда в Германию приходит романтизм.

Веймар становится, как когда-то Ферне (поместье Вольтера), местом паломничества: туда со всей Европы стекаются поклонники Гёте — живой классик, к которому можно приехать поклониться, поздороваться, повосторгаться, просто глянуть на него со стороны или заглянуть в окошко его дома (как это делал Н. М. Карамзин во время своего заграничного путешествия). В веймарском доме неоднократно бывал русский поэт В. А. Жуковский, сохранивший в своем альбоме засушенный листочек из сада Гёте, или Вильгельм Кюхельбеккер, записавший в дневнике: «Я видел бессмертного…».

Интересен такой факт. Немецкие романтики (несмотря на то, что Гёте неоднократно критиковал романтизм, называя его «больным искусством») также видели в нем олимпийца, диктующего художественные законы и правила. Самый потрясающий пример — знаменитое эссе Новалиса «Христианский мир или Европа», сначала произнесенное как доклад в кружке йенских романтиков в доме братьев Шлегелей. И вот Доротея Шлегель (жена Фридриха Шлегеля), которая также входила в кружок, спрашивает мнение Гёте о возможности публикации этого текста, в котором речь идет о необходимости «спасения» нашей культуры через реставрацию средневекового католицизма — религии, с точки зрения Новалиса, объединившей Европу в единый «христианский мир». И Гёте отечески «рекомендует» его не публиковать. Сохранилось письмо Доротеи философу Фридриху Шлейермахеру, где есть такие строки: «Гёте взяли третейским судьей, и он эту мысль всецело отверг! Виват Гёте!». Это романтическое «Виват Гёте!» практически на сто лет закрыло возможность публикации замечательных — пусть и утопических — размышлений Новалиса. Впервые эссе было опубликовано в конце XIX века в качестве приложения к публикации переписки Новалиса и с этого времени прочно вошло в издания его сочинений.

В эпоху романтизма в Европе был очень популярен роман Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера», в котором романтики увидели прообраз «универсального романа», соединившего все жанры, поэзию и прозу, вымысел и реальность в единое целое. Фридрих Шлегель провозгласил этот роман в числе трех величайших тенденций эпохи, наряду с Французской революцией и философией Фихте, а Новалис издал собственный роман «Генрих фон Офтердингерн» как результат полемики с Гёте, пытаясь «переиграть» классика на его Олимпе. В русской культуре можно найти множество аллюзий на «Мейстера». Не только история «воспитания» главного героя, но и такие, казалось бы, второстепенные детали, как образ Миньоны, или арфиста, или амазонки, и даже гётевский образ Италии, имеют целую историю рецепции в России. Назову лишь романс П. И. Чайковского «Нет, только тот, кто знал», созданный под впечатлением от романа о Мейстере.

Вступив в зрелую фазу, Гёте написал сборник стихотворений «Западно-восточный диван» — прозвучал первый звоночек. Его впервые не поняли, не стали читать. Это была весьма странная книга с точки зрения тематики и подхода, она не вписывалась ни в одну литературную традицию, выстраивала какую-то «перво-реальность», в которой растворялись все единичные и разнородные элементы, восточные и западные поэтические образы соединялись в гармонию «мировой литературы». Структурным каркасом книги стали нанизанные друг на друга и перебивающие друг друга «голоса» — переходящие одна в другую цитаты средневековых персидских поэтов и лирика самого Гёте. Одна из частей книги («Хульд-наме: книга рая») — это лирическая интерпретация мусульманской религии, настолько глубокая, что один из романтиков, Август Вильгельм Шлегель, даже язвительно обвинил Гёте в том, что он принял ислам, назвав его «новым ревнителем Аллаха и пророка его». Эту же ставшую расхожей формулу повторяет и Генрих Гейне.

Тогда была эпоха наполеоновских войн, вокруг все говорили «долой Наполеона», в Германии процветал консервативно-националистический патриотизм, а Гёте вдруг написал такой космополитический текст с нападками на националистов: «кто британит, кто французит». Гёте говорил, что национализм ведет не просто к вражде государств и наций, а к потере своей собственной культуры, поскольку отграничивает ее от мировой. Он говорил, что национализм разрушает еще и личность, которая попадает в слишком узкие рамки.

Потом Гёте умирает. Новое политизированное поколение 1840-х годов, литературная группа «Молодая Германия», последовательно выстраивает отрицательный образ Гёте как поэта, равнодушного к решению злободневных социальных вопросов и воспевающего абстрактные идеалы. В России, как известно, в эти годы происходит то же самое, в культуру приходят разночинцы. В Германии было чуть по-другому, но итог один — его высокая поэзия становится ненужной.

Следующий этап. Когда Германия объединялась, требовалась национальная идея, классик, который бы выразил эту национальную идею в своей поэзии, и Гёте оказался очень удачной фигурой. Он немец, всемирно признанный классик и бюргер с точки зрения обыденного сознания, потому что служил герцогскому двору, был министром. С этого времени начинается странная история: теперь Гёте на государственном уровне объявляется главной национальной ценностью, а его могила в Веймаре, помещенная в семейный герцогский склеп (туда позже были перенесены и останки Шиллера), превращается в сакральное место поклонения. Кстати, во время Второй мировой саркофаг Гёте был перемещен в тайный бункер, а после войны возвращен на свое место (насколько мне известно, наших классиков не трогали). То есть это уже настоящие святые мощи, которым молится нация. Веймарская республика почему так называется, как вы думаете?

Потому что там жил Гёте?

Да. Конечно, были разные причины, по которым Веймар стал центром нового государственного образования, но Гёте тоже сыграл большую роль. Гёте и веймарская классика вообще как символы культурного единства нации, германской идентичности, позволяющие пережить культурную травму Первой мировой войны. Первое заседание нового правительства прошло в национальном театре Веймара, директором которого был Гёте (и, кстати, позже Рихард Вагнер). Первый президент Веймарской республики Фридрих Эберт в своей инаугурационной речи цитировал большие фрагменты из романа Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера» и из второй части трагедии «Фауст».

А его универсалистская позиция, о которой вы говорили выше, просто затушевывалась?

Его универсалистская позиция никогда не становилась государственно-политическим лозунгом, она оставалась личной позицией Гёте. Возможно потому, что «Западно-восточный диван» особо не читали; кажется, Август Шлегель назвал его «очень красивой безделушкой», другой романтик, Адам Мюллер, — «загадкой без ключа к ней».

Есть интересный пример, свидетельство писательницы Мариэтты Шагинян, пламенной гётеанки. В начале ХХ века она входила в московский круг русских символистов и была влюблена в Эмилия Карловича Метнера. Тот путешествовал в вагонах первого класса со своим знаменитым братом-композитором, Николаем, который давал концерты по всей Европе и всей Германии, а Шагинян с рюкзачком за ними следовала. После Октябрьской революции она издала книжку про Веймар, про свое путешествие, где написала, что большинство немцев читают не Гёте, а из Гёте («подобно тому, как читают из Библии» — это ее слова), у всех дома стоят его бюстики, есть его цитатники. Как заметила Мариэтта Шагинян, «тяжелые медовые соты» сочинений Гёте приятны Богу, но не «среднему» читателю, менее всего желающему учиться. Кстати, такой цитатник Гёте есть и у меня, мне его подарили мои немецкие друзья.

И с тех пор ничего не изменилось?

Конечно, в школе Гёте сейчас изучают, некоторые его произведения вошли в фольклор, даже интернетовский. Например, «Лесной царь», который начиная с XIX века входит во все школьные хрестоматии — и немецкие и российские, — а сейчас является центром одного из фандомов, по нему пишут фанфики. В какой-то степени Гёте входит в массовую культуру. С другой стороны, он важная фигура для элитарной культуры. Практически все ключевые немецкие философы и писатели ХХ века — вдумчивые читатели и почитатели Гёте: например, Томас Манн, досконально знавший все гётевские тексты, или Мартин Хайдеггер, постоянно обращающийся к истолкованию гётевских образов и концептов в своей философии. Мой любимый пример — фильм Александра Сокурова «Фауст», где он «переводит» Гёте с немецкого языка на немецкий, на мой взгляд, просто гениальный. Вы смотрели этот фильм?

Я не осилил.

Понятно. Сокуров перетолковывает Гёте в контексте современной культуры, при этом довольно точно его цитирует. Некоторые фрагменты гётевского текста, прочитанные по-новому, очень смешные и трагические одновременно, совсем как у Гёте. Если хорошо знать текст «Фауста» и при этом быть русским, то есть «чувствовать» и знать русскую классику (Гоголя, Достоевского), можно найти множество аллюзий и цитат.

Гёте, безусловно, остается классиком на все времена. 1999 год в честь его 250-летия ЮНЕСКО объявило годом Гёте, в Германии тогда много чего издали. В Веймаре ожидалось огромное количество туристов, которые захотят посмотреть, где жил Гёте. И что же делают немцы? Когда молодой поэт приехал в Веймар с Карлом Августом, у него не было своего дома, и герцог подарил ему домик в саду в долине Ильма, куда сам любил приезжать по вечерам. Там они с Гёте, видимо, занимались всякими мальчишескими забавами: устраивали пирушки, скакали на лошадях, водили хороводы с крестьянками. Потом Гёте остепенился, стал семейным человеком и купил себе хороший дом в центре Веймара, где сейчас знаменитый музей. В юбилейный год немцы построили примерно в ста метрах от его домика в саду второй «садовый домик», точную копию первого, и пустили всю толпу туристов к этому симулякру, а настоящий домик законсервировали и открыли только через год.

Чтобы не затоптали?

Конечно. Он деревянный, там нет света, работает только в течение светового дня. Немцы не крушат стены, чтобы туда провести проводку, нет. Они оберегают свои национальные сокровища.

То есть Гёте перестали читать значительно раньше, чем можно было бы подумать.

Это сложный вопрос. Самый большой всплеск ненависти к Гёте пришелся на 1840–1860 годы, в эпоху «Молодой Германии», о которой я уже говорила, и зарождающегося марксизма. Карл Маркс и Фридрих Энгельс критиковали Гёте за то, что он «прислуживал» высшим классам. Энгельс, например, в своей статье, посвященной разбору книги «О Гёте с человеческой точки зрения», написал, что «немецкое убожество» победило Гёте.

Еще несколько слов по поводу марксизма и Гёте. Наш первый нарком просвещения Луначарский также был гётеанцем; он написал, между прочим, по мотивам второй части гётевского «Фауста» экспрессионистскую драму «Фауст и город». Так вот, Луначарский, переформатируя Энгельса, вводит в советскую науку формулу о «внутренней двойственности» Гёте, чтобы вписать его в советскую действительность. Что это за двойственность? Гёте — великий поэт, но при этом ничтожный угодливый бюргер, «предатель», и с этой формулой он будет существовать все советские годы. Как мне кажется, диссиденты в Советском Союзе недолюбливали Гёте именно потому, что в советской идеологии он был прописан не только как гениальный поэт, но и как прислужник власти — в отличие от романтиков.

Мне кажется, постепенно различия между Гёте, который не любил романтиков, и самими романтиками стираются не только в сознании обычного читателя. Недавно я листал научно-популярную книгу под названием «История души от античности до современности» и заинтересовался, кто там указан в главе про романтиков — оказалось, Руссо и Гёте. Романтизм порой трактуется очень широко.

Гёте — романтик скорее в сознании чужой культуры. Если вы посмотрите русские тексты XIX века (да и сейчас популярно такое мнение), то увидите, что да, Гёте вписан там в парадигму романтизма. Возможно, так получилось потому, что он был очень популярен среди европейских романтиков. У него были сложные отношения с немецкими романтиками, но вся романтическая Европа шла к нему на поклон. Например, когда в России появилась потребность в формировании классического канона, а это были двадцатые годы XIX века, когда в России процветал романтизм, когда появился Пушкин, что делают русские романтики? Им нужно легитимировать себя, нужно утвердить репутацию Пушкина как национального классика. Для этого они используют литературный авторитет Гёте. Поэт Дмитрий Веневитинов публикует стихотворение «К Пушкину», призывая его воспеть Гёте как наставника русских поэтов, он выражает надежду, что именно Пушкин станет преемником поэтической славы Гёте. Журнал русских романтиков «Московский вестник» публикует из номера в номер переводы из Гёте вместе со стихотворениями Пушкина, выстраивая тем самым перспективу их восприятия как двух равноправных поэтов. И наконец, они пишут ему письма. Один малоизвестный писатель, сейчас даже не вспомню фамилию, послал ему свой перевод русской статьи о «Фаусте», тот вежливо и благожелательно ответил: «Я очень рад, что моя поэзия известна в России» — и все русские романтики рады, что Гёте ответил, благословил. Этот ответ Гёте публикуется в журнале, Пушкин пишет: «наш германский патриарх». Есть легенда, не имеющая, впрочем, никаких оснований, о том, что Жуковский привез от Гёте перо, которое нужно было передать Пушкину. Не случайно это было именно перо — символический знак Поэта, сохраняющий магическую энергетику гениального Гёте. То есть Гёте как бы благословил нашу романтическую культуру во главе с Пушкиным.


У Сергея Дурылина, по-моему, была большая статья на эту тему.

Да, действительно, в «Литнаследстве» к юбилею Гёте в 1932 году выходил объемный том, где была напечатана большая статья Сергея Дурылина о русских паломниках к Гёте. Очень интересно, не устарело до сих пор по фактографии.

В составленной Беньямином книжке «Люди Германии» собраны письма людей вроде Гёте и в то же время обычных бюргеров — удивительно, но они говорили примерно на одном языке. Почему между обывателями и Гёте не было пропасти?

Предположу, что этому было несколько причин и попробую обозначить их контур.

Первое: Веймар во времена Гёте был одновременно и герцогской резиденций, где кипела придворная жизнь, и маленьким провинциальным городком с почти деревенским укладом жизни, в котором проживало едва ли шесть тысяч жителей, и они все друг друга знали. Гёте, как все, ходил по улицам, к нему в гости запросто захаживал герцог Карл Август. Есть знаменитая картина «Карл Август в гостях у Гёте» — не «Гёте в гостях у Карла Августа». Такая жизненная среда формирует особый дискурс, сочетающий патриархальность с публичностью, позволяющий в публичном, но одновременно дружеском общении вести серьезные интеллектуальные беседы. Гёте, когда вернулся из Италии, женился на горожанке, шляпнице Кристиане Вульпиус (у нас обычно пишут, что она была крестьянкой, но это не так). Знаете кем был брат Кристианы Вульпиус? Это Христиан Август Вульпиус, автор знаменитого романа «Ринальдо Ринальдини, атаман разбойников», ставшего прообразом романа Пушкина «Дубровский». Такая вот крестьянка — посмотрите, кто у нее брат и кто муж. То есть само устройство общежития способствовало культурному обмену.

Второй момент. Германия в это время была таким своеобразным «лоскутным одеялом», множеством крошечных государств, политически обособленных и конфессионально разобщенных. В интеллектуальном пространстве Веймара вызревает идея формирования единой национальной культуры, единого языка. Это был период так называемого «веймарского классицизма», когда Гёте и Шиллер сознательно брали за образец античные полисы. У Гёте есть на эту тему статья «Литературное санкюлотство», где он пишет, что если в Древней Греции при таком множестве полисов была возможна единая культура, то чем немцы хуже? Вот они и создавали вместе с Шиллером такую модель: форма античная, но внутри все немецкое. Именно тогда появляется миф о Веймаре как немецких Афинах. Но как такую модель воплотить в реальности? Нужен театр и нужны журналы, которые будут воспитывать вкус и даже формировать немецкий национальный характер. Поэтому Гёте берет на себя управление национальным Веймарским театром, пишет несколько трагедий с антично-немецким контуром, например «Ифигения в Тавриде», основывает вместе с Шиллером несколько журналов с античными названиями «Пропилеи», «Оры», где обсуждаются насущные вопросы национальной культуры. Так постепенно формируется единое культурное сообщество, единый язык общения. Приведу пример, который показывает, как «лично» взаимодействовали разные культурные группы. Знаменитый немецкий драматург Август фон Коцебу, обласканный русским и венским двором, в духе своих комических персонажей постоянно всех провоцировал. Гёте его терпеть не мог и не принимал в своем доме. Коцебу при этом был постоянным читателем гётевских журналов. Когда он в пьесе «Визит» сатирически высмеял журнал «Пропилеи», Гёте ответил довольно резкой карикатурой, изобразив Коцебу со спущенными штанами и оскверняющим античные пропилеи. Коцебу быстро состряпал новую комедию «Немецкое захолустье», премьера которой прошла с огромным успехом. Под именем Вороньей слободки (Krähwinkel) и ее обитателей легко узнавался Веймар. Чтобы представить себе веймарское «захолустье», можно вспомнить пьесу Н. В. Гоголя «Ревизор», среди литературных источников которой была и эта комедия Коцебу. Вероятно, такая неформальная коммуникация также способствовала уменьшению культурной дистанции между людьми.

И, наконец, третье. Что такое классический Веймар и Йена, где появляется немецкий романтизм? Это города, принадлежащие одному герцогству и расположенные рядом. Гёте регулярно ездил на научные заседания в Йену, Шиллер все время циркулировал между Йеной и Веймаром. Это действительно была одна культура.

Какие, на ваш взгляд, тексты Гёте сегодня стоит в первую очередь рекомендовать читать неспециалистам и почему?

У меня студенты с большим удовольствием читают «Вертера», мы обсуждаем его на семинаре вместе с Руссо. Новый эпистолярный роман, который родился в конце XVIII века, с новым языком, новыми героями, новыми чувствами, которым не страшны никакие социальные преграды. Сама я обожаю все романы Гёте, и «Вильгельма Мейстера», и «Избирательное сродство» — его обязательно надо читать, этот текст неслучайно очень любят постмодернисты: там игра с языком, знаки, репрезентации. Развитие сюжета (перекрещивание двух любовных пар) обусловлено необъяснимым притяжением друг к другу, названном Гёте химическим термином «избирательное сродство». Насколько законы природы (в частности, химии) могут управлять нравственной сферой? Или человек является существом, способным осуществить свободный выбор? Что происходит с человеком после смерти? Может ли физическая форма сохраниться как произведение искусства? Весь этот комплекс проблем решается в романе на разных уровнях: и на уровне языка (имена героев Отто, Оттилия, Шарлотта доказывают их «избирательное сродство», но их судьба разрушена), и на уровне сюжета (рождение ребенка, похожего на того, с кем никогда не было физической близости, но о ком героиня постоянно мечтала; однако ребенок этот тонет в озере), и на уровне рефлексии в афоризмах, введенных в текст. Упомяну еще знаменитую киноадаптацию «Избирательного сродства», сделанную итальянскими режиссерами братьями Тавиани, которая начинается с примечательного эпизода, когда из морской глубины вытаскивают старую, покрытую илом, но сияющую мраморной белизной античную статую.

В «Западно-восточном диване» есть тонкие лирические строки, и мне кажется, что они понятны многим. Здесь же находится одно из моих любимых стихотворений Гёте «И в тысячи не можешь форм укрыться» (In tausend Formen magst du dich verstecken), пронзительная лирика о любви, которая есть закон Природы.

Гёте очень глубок, поэтому сперва лучше почитать литературу о нем, хотя на русском ее мало. Есть тексты, которые вошли в массовую культуру, тот же «Фауст» — он тоже сложный, но его цитируют, знают. Еще мы забыли сказать про гётевские нехудожественные достижения: он был гениальным ученым, сделал несколько открытий. Он одним из первых обнаружил межчелюстную кость, которая отличает человека от обезьяны, создал собственную теорию цвета.

В общем, Гёте требует вдумчивого и медленного чтения, к которому, к сожалению, не каждый готов в наш век мобильных телефонов и социальных сетей.

https://gorky.media/context/pochemu-nik ... aet-gyote/


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 14 янв 2019 09:54 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Николай Рерих. Заморские гости. 1901. Серия «Начало Руси. Славяне». Третьяковская галерея

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 15 фев 2019 02:33 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Вопрос: Мистер Тарковский, а что я должен делать, чтобы быть счастливым?

– (В сторону): Чего этот человек хочет? Зачем он задаёт такие глупые вопросы?.. Разве он сам не знает, для чего живёт? (Пожимая плечами): Пусть он задумается над тем, к чему вызван из небытия, зачем призван к существованию, пусть попытается отгадать роль, которая ему в космосе предназначена, пусть исполняет её, а счастье – оно либо придёт, либо нет...

Меня просто смешит заданный вами вопрос. Я считаю, что мы живём для тяжёлой работы. Жизнь дана нам для духовного роста, совершенствования духовного. Для меня нет сомнения в том, что душа человеческая бессмертна. И если бы я в это не верил, я не мог бы прожить и десяти минут, настолько это было бы бессмысленно. Если только эту бессмысленность приравнять к счастью? Но я никогда не смогу согласиться с такой постановкой вопроса – в этом пункте кроется разница между человеком и животным. И вообще я не понимаю, кто сказал, что мы должны быть счастливы?

Проблема духовности человека стоит у истоков всего мира и единственно гарантирует его будущее. Во всяком случае для России такого рода миропонимание традиционно. Мы таким образом естественно чувствуем. А ваша ситуация здесь, в Америке, выглядит гораздо сложнее, потому что ваши предки обрубили свои корни в Европе. Но это ещё не означает, что эти корни нельзя отрастить заново – иначе человек погибнет! Человек не может жить только прагматическими целями даже в очень хорошо организованном стаде. Он просто выродится. Духовность вырабатывается человеком как защита, иммунитет против вырождения. А чтобы почувствовать желание восполнить духовную пустоту, нужно почувствовать себя духовно нищим. В моей последней картине мне хотелось передать ощущение беззащитности человека, обнищавшего в духовном смысле.

Выступление Андрея Тарковского перед американской аудиторией на кинофестивале в Теллурайде.
Сентябрь 1983 г.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid ... =3&theater


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 19 фев 2019 22:26 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Валерий Бондаренко "Осип Мандельштам. Только детские книги читать"

phpBB [media]


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 21 фев 2019 09:07 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
phpBB [media]


Беседа с Игорем Калинаускасом:

"Желания"

(ранее была объявлена как "Социальная суггестия")

Киев, Творческие мастерские Ольги Ткаченко ТОПМУЗА
16 февраля 2019 года


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 09 июн 2019 10:40 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Как фотографировать детей. Приемы и лайфхаки фотосъемки от фотохудожника Ольги Паволги.

phpBB [media]


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 24 июн 2019 15:43 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
20 фактов об архитектуре советских школ. Часть I — школы конструктивистского периода.

Школа им. 10-летия Октября в Ленинграде.

Изображение

Советские школы — это не просто здания, это здания со смыслом. Молодые архитекторы эпохи создавали сначала индивидуальные, а потом и типовые проекты школ, чтобы отразить меняющееся представление об образовании, облегчить ведение государственной пропаганды, а также обеспечить удобный и приятный для самих школьников процесс обучения. Нормативы, отработанные в 1920-е, затем перекочевали в сталинскую архитектуру, а некоторые дожили и до наших дней.

Говоря про школы, я вспоминаю ту, в которой я училась с 9-го по 11-й класс. Здание состояло из двух частей, одна была очевидной сталинкой, а другая — пристройкой годов 60-х, в которой находилось общежитие, классов там почти не было. Большинство уроков проходило в «сталинском» крыле. У частей была разная атмосфера: из пристройки была видна шумная улица, общежитие в этом крыле было наводнено воспитателями, персонал столовой впускал детей на обед. Другое крыло принадлежало скорее ученикам: там было просторно, с разных концов здания были две большие лестницы, окна выходили во двор.

Эти две части порождали совершенно разный настрой, хотя и были, в общем-то, одной школой. Как так вышло? Всё из-за архитектурных решений: так, во многих сталинских школах не было почти никаких «лишних» помещений — только классы, зато эти классы (и коридоры) были просторные; находясь в таком пространстве, можно было не отвлекаться на других и концентрироваться на учёбе. К 1960-ым кубатура, отведённая на одного ученика, сократилась чуть ли не вдвое, зато появились такие помещения как столовая, спортзал и актовый зал. В пристройке было тесно, и было ощущение, что люди туда набиты, как в консервную банку.

То, как устроено школьное пространство, влияет на процесс обучения: если за окном оживлённая улица, гораздо легче отвлечься на неё, чем если за окном — деревья. Если дети сидят слишком близко, то им легко друг с другом общаться, и это может мешать учителю и т. д. В этой статье я разберу, откуда пошли те или иные особенности школ, и, может быть, прочитав её, читатель поймёт что-то о себе и своём детстве.

Часть I. Школы конструктивистского периода
В 1920-е годы перед новообразованным советским государством встала задача воспитать ценные кадры, будущее страны. Это должны были быть, во-первых, люди грамотные и способные работать на производстве, а во-вторых, лояльные к власти. Всё это можно было обеспечить только путём всеобщего доступа к школьному образованию. 26 декабря 1919 г Совет народных комиссаров принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», в рамках которого предполагалось обучить грамоте все население от 8 до 50 лет. В связи с этим массово стали открываться новые школы. Первоначально они были в зданиях, не предназначенных для этого, но таких школ не хватало: они могли вмещать лишь небольшое количество учеников (в 1922 году нарком просвещения Анатолий Луначарский признал, что школ первой ступени хватает только для половины детей). Требовалось строительство новых зданий школ, этим и занялась советская власть в то десятилетие.

Прошедший в марте 1919 года VIII Съезд РКП(б) обозначил необходимость всеобщего политехнического образования, в рамках которого дети могли бы сразу получить опыт работы в бригаде, научиться работать в лаборатории. Но старая школьная архитектура (земские, церковно-приходские школы, училища и гимназии) не соответствовала новой образовательной парадигме, нужно было строить по-новому, так как в прошлом размеры и характеристики школьных зданий сильно варьировали.

В 1920 гг. проводились конкурсы архитектурных проектов; начали строиться школы-семилетки, вмещающие до 560 учеников. Они принципиально отличались от дореволюционных школ объёмом — около 25 000 кубометров (до этого были меньше); включали спортивные сооружения, лаборатории, мастерские и столовые. К концу 1920-х в стране насчитывалось 113 400 школ первой ступени и 8,7 миллиона учеников.

Рассмотрим особенности школ этого периода, объясняя их идеологическими директивами:

Школы строились на окраинах городов.
У некоторых школ были открытые физкультурные площадки на крыше
В конструктивистских школах впервые в СССР был введён принцип зонирования.
У многих школ этого периода предусмотрена обсерватория на крыше.
Соотношение классов и других пространств было 35 к 65 не в пользу классов.
Школы были огромными, их вместительность достигала 2500 человек.
В некоторых школах, помимо актового зала и спортплощадки, был кинозал.
В зданиях школ легко можно было заблудиться.
Разработаны первые П-образные школы, ставшие образцом для многих школ сталинского периода.
1. Школа на Лесном проспекте (архитекторы А. Никольский и В. Гальперин, 1930-1932). Школы строились у заводов, то есть на окраинах города. Почему? В модельных городах будущего, как их представляли теоретики градостроительства и конструктивистской архитектуры (например, Михаил Охитович), жизнь концентрируется не в центре города, а вокруг заводов (то есть, в городе потенциально много центров). Поэтому при каждом заводе должна быть школа. Заводы же, в свою очередь, строились на окраинах, так как там достаточно места для больших сооружений. Поэтому там же, а не в центре, строились и новые школы.

Не была исключением и школа на Лесном проспекте в Ленинграде. На фото мы видим, что она построена чуть ли не в поле, её окружают деревянные постройки.

Изображение 1 — Школа на Лесном проспекте, вид сверху. Виден купол обсерватории на крыше.

Изображение

Изображение 2 — Политехническая 22. Сейчас в здании находится НИИ телевидения.

Изображение

2. У школы на Крымской площади, 5, в Москве (архитекторы М. И. Мотылёв и Б. А. Малышев, 1929—1930 гг.) есть открытая физкультурная площадка на крыше физкультурного зала (на фотографии в левом нижнем углу). Спортплощадки были и в дореволюционных школах, но, скорее всего, именно в 1920-х появляется тот инвентарь, который нам знаком и по сей день, например, гимнастический козёл. Такое предположение можно сделать на основании того, что в дореволюционных школах на занятиях гимнастикой больше внимания уделялось культуре и воспитанию, в то время как перед советским государством стояла задача воспитать физически сильных граждан (а затем и подготовить их к военным действиям).

Площадкой в нашем климате пользовались всего пять-шесть раз в год, а сам спортзал из-за открытой площадки пришлось углубить в полуподвал.

Открытая спортплощадка — это одна из попыток поиска функциональных форм, но нововведение не прижилось — возможно из-за того, что технически проще было отводить пространство для спортплощадки возле школы, как делалось раньше и как продолжают делать до сих пор.

Изображение 3 — Вид на школу на Крымской площади.

Изображение

Изображение 4 — План школы на Крымской площади.

Изображение

3. Школа № 104 им. М. С. Харченко в Ленинграде (арх. Владимир Мунц, 1932)
В рамках политехнического подхода, который скопирован с американского Дальтон-плана, обучение каждый школьник должен был проходить по индивидуальному плану (подряду). Много времени проводилось в мастерских и лабораториях, пространства для которых было отведено, соответственно, много. Помещения классов не были центральными для процесса обучения — ведь основная задача — научить школьников ремёслам и самостоятельной работе. Процентное соотношение классов и мастерских близилось к 35—65, а на неделю предполагался всего один 45-минутный урок! В ранних проектах даже считалось, что у каждой заводской школы будет своя специализация, и, чтобы закончить обучение, школьники должны были бы поучиться в разных школах и получить разные навыки, но этому не суждено было воплотиться в жизнь.

Кстати, в школе из предыдущего пункта в подвале располагалась кузница.

Изображение 5 — Школа им. М. С. Харченко.

Изображение

Изображение 6 — План школы.

Изображение

Изображение 7 — Слесарная мастерская в школе-семилетке на Можайском шоссе в Москве, арх. Б. Сидоров, 1927—1928 гг.

Изображение

4. Школа № 120 (ранее — им. Коммунистического интернационала молодёжи) на улице Ткачей в Ленинграде (арх. Г. Симонов, 1929). В этом районе располагалось много ткацких фабрик, рабочие которых жили в специально спроектированном Палевском жилмассиве. Дети рабочих ходили в школу, специально для них построенную, им. КИМа. Её вместимость по проекту — 1540 учащихся.

В эпоху конструктивизма появляется функциональное разделение пространства школы, похожее на то, которое мы знаем сейчас. На плане видно, что здание состоит из нескольких блоков, которые выделялись согласно принципу зонирования: разные зоны соответствовали разным возрастным группам (в длинном крыле располагались младшие классы, в коротком — старшие; так как до старших классов «доживали» лишь немногие, пространства для них нужно было меньше), также были зоны для учебных, общешкольных и клубных помещений (в пристройке посередине был актовый зал, а библиотека и столовая были в коридоре).

Изображение 8 — Вид на школу.
Изображение 9 — План школы.

Изображение

Изображение

5. В школе им. 10-летия Октября на улице Стачек в Ленинграде (арх. А. Никольский, 1926—27) предусмотрена обсерватория. Советский человек должен быть гармонично развит во всех областях — в тезисах Государственного учёного совета обозначалась цель новой советской школы — «воспитать полезного члена общества». Астрономия и метеорология входили в понимание гармоничного воспитания.

Идея строить в школе обсерватории не прижилась, скорее всего, по соображениям размера: сталинские типовые школы были гораздо меньше, и обсерватория на крыше смотрелась бы плохо; кроме того, не последними, наверное, были и материальные соображения — знания о космосе были не так важны, как, скажем, грамота или арифметика.

Кстати, в школах из предыдущих пунктов — 1 и 3 — тоже есть обсерватории на крышах (на изображении 1 обсерваторию видно по центру кадра, а на изображении 8 зелёный купол обсерватории находится в правом верхнем углу).

Изображение 10 — Обсерватория — куполообразная надстройка на крыше серого цвета.

Изображение 11 — План школы.

Изображение

Изображение

6. Школа-семилетка им. И. И. Лепсе (сегодня школа № 1228) по проекту на шоссе Энтузиастов в Москве (арх. Рыбченков и Жаров, 1928) — огромная, как и большинство других школ того времени, рассчитанных на количество учащихся до 2500 человек.

В это время у школ не было ограничений по размеру — так как они строились в основном на городских окраинах. Новую застройку можно было запланировать так, чтобы разместить большие по размерам и вместимости школы. Да и учеников нужно было охватить как можно больше, так как школ не хватало. Из-за таких размеров часто расстояния между классами, мастерскими и другими пространствами были слишком большими — ученикам приходилось долго и много ходить по школе, из-за чего они могли опоздать на уроки. Учителям это не нравилось.

Изображение 12 — Школа им. И. И. Лепсе.

Изображение 13 — Школа им. И. И. Лепсе. Современный вид.

Изображение

Изображение

7. В школе на проспекте Стачек в Ленинграде (арх. И. Фомин, 1930—1932) предусмотрена столовая (круглое помещение справа на изображении) и ряд других помещений типа библиотеки. А в школе на Полевом переулке, 10, в Киеве, построенной в начале 30-х годов, был кинозал на 200 человек. Сейчас нам кажется, что столовая и библиотека — это что-то, что по умолчанию должно быть в школе. Тем не менее, не во всех школах до революции они были, да и в сталинское время эти пространства исчезли из школ на некоторое время.

Зачем школе столовая и кинозал? Семья оказывает тлетворное влияние на детей, через семью передаются стереотипы и предрассудки, сохранённые взрослыми с дореволюционных времён. Поэтому дети должны быть максимально автономными, как можно больше времени проводить вне семьи. Поэтому в школах было всё, чтобы дети могли быть там весь день — это и объясняет появление кинозала или столовой.

Изображение 14 — Вид на школу.

Изображение 15 — Иллюстрация из проекта школы.

Изображение 16 — План школы. В круглой пристройке находится столовая.

Изображение

Изображение

Изображение

8. Школа в Филях в Москве (арх. А. И. Антонов, 1931—1934 гг.) прославилась как хрестоматийный пример скупости и сложности конструктивистской архитектуры школ. «У здания — униформно скучный вид, его архитектура скорее свойственна хлебозаводу, чем для школы. Такое депрессивное здание не подходит для детей», — комментируют редакторы журнала «Строительство Москвы».

Про другую школу, но на эту же тему, жалуется в письме редакции учительница Л. М. Малиновская: размеры школы такие, что «сложно создать и выдерживать ритм для всей школы».

Директор школы № 1 Фрунзенского района Москвы писала: «Я помню, как один ребёнок шёл по холлу третьего этажа и горько плакал. Он потерялся и не знал, как найти нужный этаж и нужный класс. Конечно мы не можем обвинить ребёнка в невнимательности. Этажи, коридоры и классы слишком похожи друг на друга».

Изображение 17 — школа в Филях.

Изображение

9. Школа на Дангауэровке в Москве по проекту Д. Фридмана (1931 г.) построена в стиле конструктивизм, но учитывает недостатки архитектуры школ предыдущего десятилетия. Архитектурные решения уже немного переходят от конструктивизма к неоклассицизму — нарушается конструктивистская строгость в отсутствии декора. В проекте использована П-образная планировка здания, которая в сталинское время станет наиболее популярной.

Изображение 18 — Иллюстрация из проекта школы.

Изображение 19 — Современный вид на школу.

Изображение 20 — План школы.

Изображение

Изображение

Изображение

https://22century.ru/popular-science-pu ... n=ordinary


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 28 июн 2019 07:30 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Курс "Европейский человек под вопросом"

1) Вопросы внешнего мира к европейцу. Завоевание европейского мира с помощью научно-технологического прогресса. Вопросы об европейских ценностях. Кризис европейского человека. Прощание с человеком модерна: Вильгельм Дильтей и граф Йорк фон Вартенбург. Метафизическое мышление человека. Эдмунд Гуссерль, кризис европейского человечества. Алан Бадью.

2) Что такое европейская культура как культура? Формула, что значит быть человеком европейской культуры и кто такой современный европейский человек, его новое начало. Афинский морской союз. Основа древнегреческой культуры. Возникновение греческой философии. Что такое логос. Метафизический тезис. Возникновение Александрийской школы.

3) Августин книга "Исповедь" 10 глава, анализ. Важность этой книги. Герменевтический круг между человеком и Богом. Сократ и Аврелий Августин, что у них общего? Озадаченность самим собой европейской культуры.

4) Фундаментальные открытия Декарта. Наука сомнения Декарта. Что значит "знать"? Разбор Cogito ergo sum - Я мыслю, следовательно, я существую. Заброшенность человека. Сочинение Рассуждение о методе. Душа по Декарту.

Лектор: Анатолий Валерианович Ахутин – ученик Владимира Библера, входил в так называемый «Библеровский кружок», философ, специалист в области истории науки, философии науки, истории философии, культурологии.

phpBB [media]


phpBB [media]


phpBB [media]


phpBB [media]


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 02 июл 2019 06:58 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
4 лекции по буддийской философии, прочитанные в 2006 году в музее востока.

Александр Моисеевич Пятигорский — философ, востоковед, филолог, писатель. Один из основателей Тартуско-московской семиотической школы.

https://vk.com/educationgo?w=wall-68171501_136797


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 02 июл 2019 07:08 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Подборка лучших лекций Михаила Казиника о понимании классической музыки и искусства в целом.

https://vk.com/educationgo?w=wall-68171501_136518


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 02 июл 2019 07:09 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Сказки с пластинок фирмы "Мелодия". То, что нужно перед сном.

https://vk.com/educationgo?w=wall-68171501_136512


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 02 июл 2019 07:15 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Городские легенды. Санкт-Петербург.

Подборка документальных фильмов о самых загадочных местах нашего города и исторических событиях, способствоваших зарождению интересных легенд вокруг них.

Мост на Литейном
Двойная жизнь Невского проспекта
Священный Грааль Петропавловской крепости
Театральная площадь
Неизвестное метро семьи Романовых
Смоленское кладбище. Ксения Петербуржская.
Сенная площадь
Михайловский замок
Обводный канал
Васильевский остров. Сфинксы.

https://vk.com/educationgo?w=wall-68171501_136370


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 02 июл 2019 07:17 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Подборка спектаклей Санкт-Петербургского академического театра имени Ленсовета с великолепными актёрами разных лет: Алисой Фрейндлих, Михаилом Боярским, Михаилом Пореченковым и Константином Хабенским.

https://vk.com/educationgo?w=wall-68171501_136307


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 02 июл 2019 07:32 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Театр Леонида Филатова — самые смешные сказки в исполнении артистов театра и кино.

https://vk.com/educationgo?w=wall-68171501_135942


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 02 июл 2019 07:51 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
"Пушкин и его окружение". Авторская программа Юрия Михайловича Лотмана (Россия, 1991). 6 выпусков
Юрий Лотман рассказывает об А.С. Пушкине через отношение к нему его современников, о людях, которые окружали поэта.

1-я лекция. Император Александр I
2-я лекция. Будущие декабристы
3-я лекция. Братья Тургеневы
4-я лекция. Женщины
5-я лекция. Граф Федор Толстой-американец
6-я лекция. Лучший друг Пущин

https://vk.com/educationgo?w=wall-68171501_135479


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 06 июл 2019 08:35 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Серия лекций и бесед по истории философии:

1. Сократ и его философия;
2. Киники и их философия;
3. Французский экзистенциализм;
4. Постмодернизм;
5. Конфуций и его учение;
6. Эразм Роттердамский;
7. Философия Гераклита Эфесского;
8. Мишель Фуко;
9. Философия Спинозы;
10. Религиозный экзистенциализм.

https://vk.com/wall-68171501_136432


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 08 июл 2019 15:14 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
С прошедших "Пирровых чтений" два доклада профессора СГУ Вадима Михайлина про мультики.

- Эго-мифология детства в анимационных фильмах Юрия Норштейна «Ёжик в тумане» и «Сказка сказок».

- Деконструкция сказки в анимационных фильмах Ивана Максимова. («Ветер вдоль берега», «Бум-Бум, дочь рыбака», «Дополнительные возможности Пятачка» и «Приливы туда-сюда»).

phpBB [media]


phpBB [media]


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 08 июл 2019 15:28 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Борис Аверин - набоковед.
За одно это его нужно любить!
А вообще - читает увлекательно, мы заслушались.

Ленинградский литературовед, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПбГУ.

https://vk.com/educationgo?w=wall-68171501_137475


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
 Заголовок сообщения: Re: Искусство.
СообщениеДобавлено: 08 июл 2019 15:35 
Не в сети
Активный участник
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 май 2010 17:00
Сообщений: 3479
Русский язык. Сложные моменты.

phpBB [media]


Вернуться к началу
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 90 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles