Друзья, пожалуйста, напишите свои советы и ответы по этой теме!
Можно ли своими страхами и опасениями спровоцировать человека на поступок, который он бы не совершил, если бы не ваше влияние? В отношении себя я знаю, что эта модель действует.
Психолог говорит, что мать своими страхами может спровоцировать детей не только на плохие поступки, но и на плохой характер и трагические ситуации в жизни.
Расскажу случай - пятый класс, 10 лет, девочка Оля, дружит с девочками старше себя, девочки потом оказались шпаной. Папа запрещал с ними дружить, но мама разрешила, потому что была уверена в них, она знала этих девочек лично, что они хорошие, и у ребёнка хватит разума и вкуса быть рядом с ними. Так и было поначалу - Оля дружила с теми, кто был добрым и весёлым. Во дворе несколько компаний. Хорошим девочкам надоело возиться с малышкой. И позвали к себе в компанию Олю другие взрослые девочки, но они плохие, слушают пошлую музыку, с матом, с темами про секс, с голыми телами. Гуляют с мальчиками. Курят, матерятся. Как эти друзья выглядят и говорят - маму бесит. Да, Оля вскоре поссорилась с плохими девочками и сказала, что они ей не нравятся. Но те каким-то образом, интригами, уговорами, заставили, привлекли её прийти обратно к ним. Когда Оля начала говорить блатными интонациями, мама поначалу не обратила внимания, потому что думала, что - это её ребёнок, это игры, это пройдёт, но не прошло. Усилилось и перешло во все сферы общения. Оля начала слушать тяжёлую музыку, по звучанию - звериное рычание и визг на ультразвуке. Мама музыку выключает, ей плохо от неё, и ещё она думает, что когда ребёнок слушает такие слова и звуки, то эта музыка поддерживает в её ребёнке разрушение и злость. И наступил день, когда Оля сказала: "Я буду искать себе мальчика, я хочу как у старших подружек!" И стала искать. Везде. По друзьям, в интернете. В классе она первопроходец в этом вопросе, никто до неё этим не интересовался. Теперь Оля подбивает одноклассниц на такие же поиски. И сводит друзей друг с другом. Для мамы это выглядит дико. Она боится за безопасность ребёнка.
Мама помнит себя, в 5-м классе, у всех была первая любовь и попытки найти её, но это каралось суровым осуждением родителей, и вызывало травлю и непонимание всех одноклассников.
У меня вопросы, мама в рассказе - несовременная мама? Она нагружает детей комплексами, страхами, и своими мыслями сама толкает их к краю? Она заставляет их всего бояться? Как ей действовать и думать иначе? Можно ли позволять девочке дружить с мальчиками? Как дать ребёнку свободу, но оградить его от дурного влияния? Как быть увереной в своём ребёнке так, чтобы давать ему уверенность только в хорошем?
Грубые слова ребёнка, хамство, слушание пошлой музыки вызывает бурю возмущения мамы. Оля возражает, возмущается, спорит, она остаётся ребёнком, но скатывается в хамство.
Когда мама была в таком возрасте - она тоже спорила с мамой, но каждое её слово и мнение подавляли. В итоге - осталось пустое место вместо человека. Человек вырос и стал реагировать на всё точно так, как его мама в её детстве.
Когда мама слушает возражения и возмущения ребёнка - её это тоже ранит и доводит до слёз. Но оглядываясь на себя, сравнивая, она понимает, что поступает ужасно, задавливает ребёнка, не даёт ему самостоятельно мыслить, расщепляет ребёнка, делает из него просто бездушный образ, ради своего спокойствия, эгоизма. Она своим ворчанием выстраивает стену между ними.
Но маму продолжают бесить уголовные интонации в словах друзей дочери. В какой-то момент она разгонит пинками всю эту блатную компанию от своего ребёнка. Но ребёнок привязан к своим друзьям. И не сможет перевоспитать их к лучшему, хотя сейчас ему это кажется, что всё в его власти. Оля для своих друзей - пища. Оля - добрый и весёлый ребёнок. И сейчас друзья для Оли - это всё, это мир, ценности, ориентиры. Мама очень боится поссориться с ребёнком. Как ей быть?
Пожалуйста, напишите ответы, и помолитесь за нас к Владыкам.